
Озеров и Олялин: эпос «Освобождения»
Предлагаем фрагменты одной из глав новой книги Станислава Минакова «Пили мы Победное красное вино...». В ходе Курской битвы, 12 июля 1943 г., состоялось танковое сражение под Прохоровкой, 5 августа были освобождены Орёл и Белгород, а завершилась битва 23 августа освобождением Харькова.
Режиссёр Юрий Озеров памятен прежде всего киноэпопеей «Освобождение». Фильм стал ярким событием духовной и идеологической жизни страны.
Мне, рождённому через 14 лет после окончания войны, довелось ребёнком пережить величайшую танковую битву чуть ли не вживе – на премьере первого фильма эпопеи, «Огненная дуга» (1969). И фильм был внове широкоформатным, и кинотеатр широкоформатного кино «Радуга» в Белгороде, городе первого салюта, был открыт под эту премьеру. Мы, мальчишки этой самой Огненной дуги, всей сущностью чувствовали и понимали, что нам показывают. Мы словно сами сидели в танках или поднимались с пехотой в атаку, «мы смерти смотрели в лицо» под потрясающую музыку Ю. Левитина, когда на нас во всю ширь гигантского поля шли с экрана «тигры» и прочие вражеские железные хищники. Да и музыка ли то была, а не собственно трагический звук Великой войны?
Убедительно высказывается об озеровской эпопее К. Шахназаров: «Картина и сегодня не потеряла ни масштаба, ни художественных достоинств. Юрий Озеров снял во всех смыслах выдающуюся картину, я бы даже сказал, уникальную. Батальные сцены – их масштаб, качество съёмки – просто поражают воображение. Я как профессионал, вышедший ещё из советского кино, знаю, каким невероятным трудом это делалось – тогда не было компьютерной графики. Там всё по-настоящему летает, стреляет, взрывается. На этом фильме должны учиться новые поколения режиссёров. Важно понимать, что создатели картины сами – фронтовики. Это беспрецедентный масштаб в истории мирового кино. Только Советский Союз мог себе позволить создание кинофильма столь высокого уровня».
Фильмы, составившие озеровский цикл, получили названия лишь в окончательном варианте картины: за «Огненной дугой» последовали «Прорыв» (об освобождении Орла и Белгорода, с последующим выходом на Харьков), «Направление главного удара» (об операции «Багратион» и покушении на Гитлера), «Битва за Берлин» и «Последний штурм». Фильм снимался с 1967 по 1971 г. непосредственно на местах великих событий. Эпопея показала и форсирование Днепра, и освобождение Белоруссии, и взятие Рейхстага. Съёмки последних частей эпопеи проходили в столице Германии.
Для боевых эпизодов были изготовлены масштабнейшие декорации с полевыми штабами, обустроенными предельно близко к реальности. В этих эпизодах действуют сквозные персонажи, связывающие эпопею воедино: капитан Цветаев (Н. Олялин) и его возлюбленная, медсестра Зоя (Л. Голубкина), полковник Лукин (В. Санаев) и адъютант Сашка (С. Никоненко). В масштабном полотне снялись также М. Ножкин, В. Стржельчик, А. Ромашин, Б. Брыльска, Франтишек Печка, Л. Прыгунов и сонм других мастеров.
Специфика работы над «историческими» сценами была обусловлена тем, что на момент начала съёмок были живы прототипы ключевых героев картины – такие как полководцы И. Конев (его сыграл В. Шукшин) и Г. Жуков (роль М. Ульянова). Маршала Победы режиссёр хотел привлечь как главного консультанта, однако, увы, не удалось. А ульяновский Жуков вышел столь убедительным, что стал «фирменной» работой артиста, потом не раз снимавшегося в роли легендарного маршала.
Обозреватель А. Байков в своей в целом весьма критичной статье о режиссёре Озерове отмечает уже в наши дни: «Исторические деятели, коих в «Освобождении» куда больше, чем обычных людей, врезаются в память надолго. Тут вам и Жуков с волевой челюстью и гармошкой, и Муссолини, и Отто Скорцени, и Сталин, и Власов, и даже Штауффенберг. Между прочим, об операции «Валькирия» страна впервые узнала именно из «Освобождения» – до выхода фильма Озерова на эту тему почему-то не писали и не снимали. А уж каков там был Гитлер в исполнении Фрица Дица – лучший Гитлер всех времён и народов! При каждом его появлении от экрана ощутимо веяло холодом и смертью…»
Майор-связист всё-таки выполнил свой зарок, данный себе в военном Кёнигсберге, – поступил на режиссёрский факультет ВГИКа! На второй курс, в класс режиссёра И. Савченко, из которого вышло созвездие крупнейших советских режиссёров – Бондарчук, Алов, Наумов, Миронер, Параджанов, Хуциев.
Удивительно удачно в эпопее «Освобождение» был выбран актёр на ключевую роль. На судьбе капитана Цветаева замыкалась для зрителя всемирная судьба Великой Отечественной войны, показанной в картине. Каждый мальчишка и каждая девчонка в СССР отныне помнили фамилию Олялин. Артист с уникальным лицом, придававшим трагический, а то и почти религиозный смысл любой роли. У него и фамилия была какая-то необычная, и внешность – запомнившаяся сразу.
И словно он же, он же – ну, тот самый Цветаев, но уже в звании майора, даром что с фамилией Топорков, в потрясающем телесериале «Обратной дороги нет» (1971) Г. Липшица по одноимённой повести В. Смирнова и И. Болгарина – об истории партизанского обоза. Сериал мы внимательно посмотрели уже после триумфального шествия «Освобождения» по экранам: к моменту выхода последнего фильма количество зрителей в 115 странах составило 400 млн!
Мы ждали новых серий озеровской эпопеи, чтобы продлить экранное широкоформатное бытие вместе с побеждавшей Родиной, вместе с артиллеристом Олялиным (ну да, Цветаевым)! И горько проживали его великую жертву – гибель в затопленном метро – в освобождаемом от гитлеризма Берлине. Рассказывали, даже боевой генерал Орёл, консультант съёмочной группы «Освобождения», не мог смириться и говаривал актёру: «Да как же так, что ты утонул, да я режиссёру скажу, пусть выведет тебя из проклятого метро через какой-нибудь люк».
Народный артист Украины Николай Олялин родился ровно за месяц до начала войны – 22 мая 1941 г. В д. Опихалино Вологодской обл. Вот откуда эта красивая русская фамилия. А вот откуда в нём война: отец-портной прошёл её всю, и в вологодской деревне, куда оккупанты не добрались, тем не менее всё было тоже полно войной. Олялин рассказывал: «Все шли через наш дом. Без ног, без рук, изуродованные войной люди. Я помню, у меня всё время лезли глаза на лоб, когда вдруг они, выпив водки, начинали, вспоминая, плакать. Для меня это было непонятно, как это такие взрослые дяди, тёти, и вдруг плачут. А потом, когда с годами пришёл ко мне смысл этих слёз, я сам уже начал плакать».
С 1968 г. Н. Олялин работал в Киеве на киностудии имени Довженко. В булгаковском «Беге» (1971) А. Алова и В. Наумова он врезался зрителям в память как вестовой Крапилин, преследующий своего палача, генерала-вешателя Хлудова. Всего за первые 10 лет работы в кино Олялин сыграл в 18 фильмах! Актёр вспоминал: «Вот мы заходим в Кремль, все достают документы. Я подхожу, тоже достаю. А милиционеры почему-то отдают честь и пропускают меня».
Олялин всегда был словно внутренне опалённым войной. Человеком со святой несокрушимой преданностью Отчизне и воинскому долгу. Мы помним эти «проступающие сквозь кожу кости черепа, впалые щёки, горящий взгляд на измождённом лице». Даже слабому сюжету лик Олялина придавал «правду страдания».
Отпевали раба Божиего Николая в Успенском соборе Киево-Печерской лавры в ноябре 2009 г. Народный артист Н. Олялин остался в памяти советских кинозрителей таким: худой, контуженный, почерневший офицер-артиллерист Сергей Цветаев, за спиной которого – русское поле, а за ним всё Отечество. Образ – вневременной, вобравший в себя и русскую историю с её воинами-подвижниками, и трагедии новых времён.