• Авторизация


Жил-был художник один 14-08-2025 18:10 к комментариям - к полной версии - понравилось!


Жил-был художник один

 

 (лит. Mstislavas Dobužinskis2 [14] августа 1875[1][2]Новгород[5] — 20 ноября 1957[3][4][…]Нью-ЙоркНью-Йорк[3]) — русский и литовский художник, мастер городского пейзажа, участник творческого объединения «Мир искусства», художественный критик, мемуарист.

Он оставил свой яркий след в Истории. 150 лет назад - в 1875 году - в Новгороде родился выдающийся русский художник Мстислав Валерианович Добужинский, учившийся в Петербурге (1885-87) и Мюнхене (1899-1901).

Сын генерал-лейтенанта Валериана Петровича Добужинского. Родом из старинной литовской семьи. После рождения сына родители разошлись, когда мать, артистка, певица ушла из семьи. Генерал был не чужд искусству, любил театр и музыку, посещал выставки и сам периодически рисовал.

Отец забрал сына на воспитание, который всё своё детство делил между любящими его родителями, поочерёдно проживая то у одного, то у другого. Ребёнком три года жил с отцом в Кишинёве, где поступил во второй класс 2-й городской гимназии. В возрасте 9 лет впервые приехал в Вильну (Вильнюс). В 1889—1895 годах учился в Виленской 2-й гимназии. Затем учился в Санкт-Петербурге в Императорской школе общества поощрения художеств (1885-1887), в школе Антона Ажбе (Мюнхен, 1899-1901) и у Ш. Холлоши (Надьбанья, Венгрия). В 1901 году изучал гравюру под руководством Василия Матэ.

В 1896–1924 годах исполнял карикатуры и иллюстрации для петербургских журналов и альманахов. С 1901 года обращался к разным техникам станковой графики, разрабатывая преимущественно урбанистическую тематику в офорте, акватинте, ксилографии, хромолитографии.

Работал также в области прикладной графики и монументально-декоративного искусства (роспись парадной лестницы особняка Е.П. Носовой в Москве, 1912–1913; проекты оформления выставок, декоративного убранства интерьеров).

Один из реформаторов русского театрально-декорационного искусства XX века, Добужинский в 1909–1917 годах по приглашению К.С. Станиславского оформил 14 постановок Московского художественного театра, в том числе «Месяц в деревне» И.С. Тургенева (1909) и «Николай Ставрогин» по Ф.М. Достоевскому (1913). Живописец, автор исторических полотен («Петр Великий в Голландии», 1910).

Виднейший представитель объединения «Мир искусства», изысканный график, добивавшийся невероятного эффекта из аскетически строгого сочетания черного пятна и белого листа бумаги.

В первые годы советской власти художник активно работает, участвуя в оформлении уличных празднеств в Петрограде и занимая ряд ответственных должностей: члена Комиссии по делам искусств при Совете рабочих и солдатских депутатов, члена Государственных трудовых мастерских декоративного искусства, секретаря Особого совещания по делам искусств. В октябре 1918 года избран учёным хранителем Эрмитажа. Добужинский принимает участие в организации Витебского художественно-практического института, Витебского художественного музея, Музея икон старого Витебска, в организации петроградского Дома искусств, становится заведующим художественной частью Большого оперного театра. В 1923—1924 годах много путешествует, бывает в Каунасе, Берлине, Париже, Амстердаме, Копенгагене. В Париже проходят его персональные выставки.

В эти годы с иллюстрациями Добужинского выходит довольно много изданий: «Станционный смотритель» А.С. Пушкина (1905), «Казначейша» М. Ю. Лермонтова (1913), «Белые ночи» Ф. М. Достоевского (1921), «Тупейный художник» Н.С. Лескова (1921) и др.

В 1924 году принял литовское гражданство и покинул СССР. Некоторое время жил в Риге, в 1926-м переехал в Париж, где с 1926 по 1929 год работал над оформлением спектаклей в театре Н.Ф. Балиева «Летучая мышь», над художественным оформлением кинофильма «Плодородие» по роману Э. Золя «Земля» (для парижской фирмы «Сентраль Синема»), участвовал в организации выставки «Мира искусства» (1927), преподавал в Парижской школе декоративного искусства, основанной Н. В. Глобой.

В 1929-1935 годах жил в Литве, в Каунасе. Преподавал в Каунасской художественной школе, а в январе 1931 года стал главным художником Литовского государственного театра и создал сценографию для 38 пьес. Там же открыл частную школу живописи (1930-1933).

В 1938 году получил приглашение от М. А. Чехова участвовать в постановке спектакля «Одержимые» по роману Ф.М. Достоевского «Бесы», над которым работал в Англии весной 1939 г. В июле того же года для продолжения работы в Театре-студии М. А. Чехова Добужинский уехал в США. Жил в Нью-Йорке. Оформлял спектакли и для «Метрополитен-опера», других театров Америки и Европы, работал для кинематографа. Оформлял книги. Создал цикл воображаемых пейзажей блокадного Ленинграда (1943). Оставил очень интересные обширные мемуары. Публиковал статьи об изобразительном искусстве и театре.

Последние 5 лет жизни провел в Европе. 

Скончался 20 ноября 1957 года в Нью-Йорке в доме своего младшего сына Всеволода. Похоронен на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа под Парижем

Семья

Мстислав Добужинский с семьёй

Могила в Сент-Женевьев-де-Буа

Жена (с 1899 года) — Елизавета Осиповна Волькенштейн (26 июля 1876 — 12 октября 1965)[13], дочь потомственного почётного гражданина, управляющего Ростовским купеческим банком[14], одного из руководителей еврейской общины Ростова и её представителя в Городской думе Иосифа Фишелевича (Осипа Филипповича) Волькенштейна (1834—?)[15][16], племянница известных адвокатов Михаила Филипповича (Моисея Фишелевича) Волькенштейна (1859—1934) и Льва Филипповича (Исаака-Лейба Фишелевича) Волькенштейна (1858—1935), гимназических товарищей А. П. Чехова; двоюродная сестра драматурга В. М. Волькенштейна, адвоката Ф. А. Волькенштейна и публициста О. А. Волькенштейн.

* * * 

#Добужинский #художник #Европа #Америка #сцена

вверх^ к полной версии понравилось! в evernote
Комментарии (1):


Комментарии (1): вверх^

Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Жил-был художник один | L7753191 - Разговоры у камина . Дневник L7753191 | Лента друзей L7753191 / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»