В массовом сознании прочно закрепилась мысль: до Петра I Россия сидела за глухим забором, пила мед, чесала бороды и знать не знала, что там происходит в этих ваших Европах. А потом пришел царь-плотник, прорубил окно, и свежий ветер перемен выдул из теремов вековую пыль.
Красиво, но, как это часто бывает с историческими мифами, не совсем верно.
Первым, кто начал активно налаживать контакты с Западом (причем не только торговые, но и идеологические), был Иван Васильевич Грозный. И если Петр рубил окно топором, то Иван IV пытался подобрать к нему отмычки. В XVI веке Россия уже вела сложнейшую дипломатическую игру, в которой партнерами и противниками выступали не только соседи-поляки или шведы, но и главная транснациональная структура того времени — Ватикан.
Иван Грозный, которого часто рисуют этаким безумным деспотом с посохом наперевес, на деле был тонким политиком. Он прекрасно понимал: чтобы выжить в европейском окружении, нужно уметь договариваться даже с теми, кого твоя церковь считает еретиками. И когда ситуация потребовала нестандартных решений, он разыграл карту, достойную лучших учебников по дипломатии. Он пригласил к себе доверенных представителей Папы Римского — иезуитов.
Чтобы понять накал страстей, нужно представить, кем были иезуиты в XVI веке. Это не просто монахи-книжники. Это, по сути, идеологический авангард, разведка и дипломатический корпус Ватикана в одном флаконе. Орден Иисуса был создан как ответ на Реформацию, как инструмент для жесткого наведения порядка в умах.
И вот к русскому царю едет звезда этого ордена — Антонио Поссевино.
Личность колоритная. Сын ювелира из Мантуи, он сделал блестящую карьеру не благодаря знатному происхождению, а исключительно за счет острого ума и невероятной хватки. Поссевино был «кризис-менеджером» папы Григория XIII. Где возникали проблемы — туда посылали Антонио.
Он успел отметиться во Франции, где его проповеди и книги (например, известный трактат того времени «Христианский воин») настолько вдохновили местных католиков, что те инициировали жесткие гонения на гугенотов еще до Варфоломеевской ночи. Он работал в Швеции, пытаясь вернуть короля Юхана III в лоно католической церкви (почти получилось, но в последний момент сорвалось).
Это был человек, который считал, что любое отступление в вопросах веры недопустимо. И вот этот «железный» дипломат, уверенный в своей интеллектуальной неуязвимости, отправился в заснеженную Московию. Цель у него была амбициозная: не просто помирить Ивана с соседями, а сделать то, что не удалось никому, — переподчинить Русскую церковь Риму.
Момент для визита был выбран идеально... для сложной ситуации. Россия увязла в Ливонской войне, как тяжелый обоз в весенней распутице. То, что начиналось как победоносный марш к Балтике, превратилось в затяжное противостояние.
Против Москвы выступила Речь Посполитая, возглавляемая Стефаном Баторием. Баторий был не просто королем, а талантливым полководцем с современной, профессиональной армией наемников. Он занимал город за городом: Полоцк перешел под его контроль, Великие Луки взяты, армия Батория осадила Псков. Ситуация грозила не просто военными неудачами, а серьезной утратой авторитета и территорий.
Ивану Грозному нужна была передышка. Любой ценой. Армия утомлена, экономика в кризисе, опричнина оставила свой след. Вести борьбу на два фронта (а там еще шведы оказывали давление) было невозможно.
И тут царь делает гениальный ход. Он отправляет гонца в Рим с посланием, смысл которого сводился к следующему: «Дорогой Папа! Король Стефан Баторий (кстати, католик) проливает христианскую кровь. Повлияйте на него, святой отец! А мы тут, в Москве, в принципе не против обсудить вопросы соединения церквей. И вообще, давайте объединим усилия против османской угрозы».
В Ватикане восприняли это с энтузиазмом. Русские сами предлагают диалог об унии! Это был шанс, который выпадает раз в столетие. Вернуть огромную восточную паству под крыло Папы, создать единый фронт против османов — давняя цель. Поссевино получил инструкции, собрал вещи и отправился на Восток, уверенный, что везет с собой решение «русского вопроса».
Он не знал, что едет не принимать согласие на все условия, а работать бесплатным посредником в интересах Ивана IV.
Поссевино прибыл в Старицу (где тогда находилась ставка царя) в августе 1581 года. Встречали его торжественно. Иван Грозный, прекрасно понимавший значение дипломатического этикета, устроил пышный прием. Иезуит, видя такое внимание, решил, что успех миссии обеспечен.
Царь был сама любезность. Он соглашался, слушал рассуждения о величии Папы, о необходимости мира среди христиан, но как только речь заходила о конкретике — подписании унии — тут же переводил разговор в иное русло.
— Сейчас не время богословских споров, — мягко уходил от ответа Иван. — Вот установим мир с Баторием, тогда и поговорим о делах духовных.
Поссевино, будучи человеком действия, поехал в лагерь к Баторию. И там, под стенами осажденного Пскова, он фактически помог России, сам того не ведая. Иезуит оказывал давление на польского короля, настаивая на прекращении войны ради «высших интересов» христианского мира. Баторий, который, возможно, и продолжил бы осаду Пскова (хотя защитники города оборонялись с невероятным упорством), был вынужден считаться с мнением Папы.
В итоге в январе 1582 года в деревне Киверова Гора был подписан Ям-Запольский мир. Да, условия для России были непростыми: пришлось отказаться от Ливонии, вернуть Полоцк и Велиж. Но исконно русские города, занятые Баторием (Великие Луки, Невель, Заволочье), возвращались Москве. Псков остался непокоренным. Страна сохранила целостность и избежала тяжелых последствий.
Поссевино был доволен собой. Он остановил войну. Теперь, как он полагал, настало время получить результат по главной цели своей миссии.
И вот тут началось самое интересное. Поссевино вернулся в Москву за обещанным обсуждением унии. Иван Грозный, получив мирный договор, сменил тон переговоров. Из просителя он превратился в уверенного монарха, твердо отстаивающего свои интересы.
Иезуит добился публичного диспута о вере. Он рассчитывал убедить оппонентов своей эрудицией, логикой и риторикой. В конце концов, он вел беседы с королями и кардиналами.
Но диспут пошел не по его сценарию.
Поссевино начал с главных аргументов: Флорентийская уния, примат Папы Римского, единая церковь. Иван Васильевич слушал, а затем выразил свою позицию, суть которой сводилась к простой мысли: «Мы Папу уважаем как главу западной церкви, но свои традиции менять не собираемся. У нас свой путь».
Когда иезуит попытался углубиться в догматы, царь перевел разговор на традиции и бытовые детали. В частности, он задал вопрос, который вошел в историю дипломатии:
— А скажи мне, почему вы, латиняне, бороды бреете?
Поссевино был удивлен таким поворотом. Для православного человека того времени бритое лицо воспринималось как отступление от принятого образа. Царь продолжил, отметив, что Папа, которого носят на носилках, проявляет излишнюю гордыню, тогда как пастырь должен быть примером скромности.
В какой-то момент спор стал очень острым, и Грозный в запале использовал жесткое сравнение в адрес Папы. Поссевино, не привыкший к такому, возмутился. Царь тут же, как опытный дипломат, сгладил ситуацию: «Прости, погорячился, не хотел обидеть». Но суть осталась прежней: никакой унии не будет.
Иезуит понял, что цели достичь не удалось. Его авторитет использовали для заключения мира, но в религиозном вопросе позиция Москвы осталась непоколебимой.
Антонио Поссевино уехал из Москвы в 1582 году. В его багаже не было подписанного акта об унии, зато было много впечатлений. Позже он написал книгу «Московия» — подробный отчет о загадочной северной стране, ее обычаях и характере ее правителя. Этот труд стал известен в Европе и надолго сформировал представление Запада о России.
Миссия иезуитов не достигла религиозных целей, но политически она сыграла на руку Москве. Иван Грозный показал, что Россия может вести диалог с Западом, использовать противоречия европейских держав и привлекать опытных дипломатов своего времени для решения государственных задач.
Что касается «окна в Европу», то оно при Иване IV было приоткрыто ровно настолько, чтобы получить необходимые технологии или дипломатическую помощь, но недостаточно широко, чтобы утратить собственную идентичность.
А Поссевино остался в истории как выдающийся дипломат, который столкнулся с не менее искушенным соперником в лице русского царя. И этот эпизод наглядно показал, что дипломатия — это искусство добиваться своих целей, используя все доступные возможности, даже когда ситуация кажется критической.