Каждый день, оттягивая из школы на буксире тетради и учебники, даю себе обещание: быть спокойной, уравновешенной. И, главное, доброй. С непривычки повторять одно и то же раз двадцать тем, кто не понял, а потом снова - тем, кто не услышал, бывает трудно, но мысленное расставление рук в стороны с сомкнутыми указательными и большими пальцами и беззвучное "Омм!" не раз спасало от неуправляемого бешенства. В мыслях, конечно, можно представить себе что угодно, но на деле - строго, но мягко так повторить и улыбнуться. А внутри ты уже остервенело отодвинул затвор невидимого Калашникова и мысленно отсидел 15 лет.
Иное дело дети. Вот захотела сегодня Леночка пообщаться с Захаром - она-таки сделала это! Камень угодил аккурат в Захарову голову. "Не сдерживай себя!" - гласит реклама.
Иногда впечатляют не ученики, а нечто, более неподвластное. На педсовете обязали расставить оценки за четверть в понедельник-вторник, а сегодня на шестом уроке - внезапно! - указом президента, учимся до конца недели! Ученики, могу предположить, возложат на школу большие надежды (что логично) и с четвертными в дневниках отправятся на законный отдых. Пострадают ответственные учителя, те, которые оценки уже поставили. Это испорченные нервы и страницы в журнале. Как нам известно, ни то, ни другое восстановлению не подлежит.
А пока удивляюсь происходящими в конце четверти метаморфозами с учениками. Некоторые из них, обычно пассивные, как рыба на прилавке, теперь ходят за мной косяками и вымаливают оценки. Даже предупредительно открывают передо мной двери. Слышала, как на днях одна родительница заявила учителю: "Меня не устраивает оценка моего сына! У него по всем предметам пятёрки". Интересно, что она ожидала услышать вместо того, что услышала...
Давненько я не затаривалась новопасситом. Только он мне поддержка и опора во дни тягостных сомнений и раздумий. Не будь его, как не впасть мне в отчаяние при виде всего, что совершается?..
Сегодня ночью пропал сон. Ворочалась с мыслью: как бы не забыть сказать им про то, про это. Первые лучи (ну не солнца, а так, осеннего света) упали на страницы проверяемой тетради. Не успев позавтракать (это ж не так важно, за это на педсоветах не дерут), рванула в школу с тетрадями наперевес. Вспомнилась картина "Бурлаки на Волге"...
Да шоб меня убили, как ви расчёсываете мне нервы!
Брат Шурик сказал, что в выражении моего лица уже прослеживается лёгкая стервозность. Выразил опасение, что прогрессирующая. Одна из начальниц как-то решила дать совет: "Надо, чтоб тебя боялись!". Я ответила: "Не боялись, а уважали - это две большие разницы". Думаю, после этого уважения от неё не дождусь...
Быть доброй. Каждый день даю себе обещание. Помнить, что это не взрослые, а дети - неравные противники в сражениях. Что на месте каждого может оказаться мой ребёнок. Что, по советам психологов, после того, как один раз отругаешь, надо десять раз похвалить, иначе у ребёнка будет стресс. Помнить, как Отче наш, что поставленная двойка - это двойка, прежде всего, себе. Помнить, что сейчас не времена пионерии, и уважать учителя просто так, априори, уже никто не станет - уважение, как медали, надо заслужить. А также не забывать, что все комплексы родом из детства, непосредственно из школы, и думать трижды, чем слово наше отзовётся.