Есть в нашем городишке старые катакомбы. Город под городом, давно преданный забвению. Извилистые лабиринты, об истинном предназначении которых до сих пор ходят легенды. Лазы проходят даже под Днестром. Рассказывают, что дороги там мощёные и широки настолько, что по ним могли спокойно разъезжать лошади с телегами. Когда наши родители были ещё детьми, из-под земли то и дело доставались заржавевшие кинжалы, вино, превращённое временем в желе, монеты... Но после того, как в подземных лабиринтах бесследно стали исчезать дети, любившие играть в "прятки", все входы и выходы были засыпаны, заставлены, замурованы.
Сегодня, пусть только во сне, но я там побывала. Какой-то гномик ведёт меня за руку, подводит к канализации возле дома напротив магазина "Plaza" (вход под землю в действительности там существует). Гном уверяет, что люди, проходящие мимо, через мгновение забудут о том, что видели. Мы открываем крышку люка, я прошу прощения у каких-то гастарбайтеров, которые замазывают влажные стены, они с пониманием приветствуют нас. Спускаюсь по винтовой лестнице, а потом падаю вслед за новоявленным Сусаниным в бездонный колодец. Ну типа Алиса в Стране Чудес. То есть, Маруся в канализации.
Приземлились, бредём по коридорам. Входим в зал. Огромное светлое помещение. Внутри - режиссёр и сценарист. Женщина и мужчина, соответственно. Режиссёрша даже назвала знаменитое ФИО, с гордостью представляясь, но я, конечно, не запомнила. Она диктует слова, которые должна буду произносить по ходу действия. По сценарию я буду котом-резонёром. Чёрным котярой, в бардовой жилетке, в белой кепке. Который должен подмечать для себя, что в данный момент идёт на сцене, ничего не упуская, всему давая свою оценку. Но я настолько завораживаюсь действием, которое разыгрываетсся перед глазами, что постоянно теряю свои тексты. Меня журят, что речь надо непременно переписать на один лист и носить его с собой, а не бросать где попало обрывки фраз, записанные на огрызках бумаги. Страх, что вот сейчас я раскрою рот, проговорю первую фразу настолько бездарно, что всё это вокруг исчезнет. В то же время, думаю, какой нафиг из меня актёр? Куда ввязалась? Зачем оно мне? Я и так на двух работах, а тут - засмеют же! Мама подумает, что у меня вообще башня поехала, дочь подалась в коты-конферансье! Чувствую, что режиссёр и сценарист вот-вот поймут, что ошиблись в выборе, она начинает уже покрикивать, но я смешу режиссёршу каким-то пространным ответом и она смягчается, улыбается. Понимаю, всё будет хорошо, пока я её забавляю.
А на сцене актёр заворачивается в огромный отрез ткани, крутится на месте и вот - взмахнёт материей, и на ней - весна, крутанётся, и на ней - лето, и далее. "Смотри", - говорит режиссёр, - "вот так мы показываем времена года, день и ночь. Но не отвлекайся!". А я, открыв рот, смотрю на ночь на развёрнутом многоскладчатом платье. Кажется, будто человек-жар-птица, взлетая, подпрыгивая, танцует дивный танец. Тёмно-синее небо с россыпями ярких звёзд, которые сыпятся на пол искрами при малейшем движении подола. Чудо, таинство, волшебство.
... И днём, и ночью кот в жилетке всё ходит под землёй кругом...
Потом открываются двери и оттуда, не давая мне пройти, выходят динозавры, птеродактили, мамонты, зайцы, какие-то непонятные существа древнего мира. И голос режиссёра объясняет, что это всего лишь бутафория для съёмок, они не живые. Но звери идут на меня, и глаза их глядят вполне осмысленно, правда, без угрозы. Я просто должна их пропустить.
И выучить, наконец, свой текст.
И сыграть свою роль как положено, чтоб не приходилось больше банальными шуточками оттягивать момент главного выступления.
Да, не зря говорят, если хотите разобраться, что означает ваш сон и означает ли он вообще что-либо - запишите его и прочитайте. Вполне возможно, что каким-нибудь кошмарам предшествовали ночные вылазки к холодильнику, а сны, в которых вас, например, закалывают штыками гомонящие фашисты - всего лишь последствия неромантической ночи с зудящими комарами. Вероятно и то, что все эти знаки-символы означают совсем другое, но мы для себя трактуем их так, а не иначе, подтасовываем, приукрашаем для логической завершённости сюжета, то есть, расшифровываем под стать своим желаниям. Если мы хотим именно этой правды, ну и пусть. По крайней мере, благодаря такому методу, хоть узнаем, чего в действительности хотим.
А я в действительности, стою перед выбором. Главное без всего, или всё без главного. И мои "хи-хи" уже закончились. Думаю, что живу, но всё вокруг бутафория. Не полёт, а падение в недра своей земли. И так будет всегда, от персонального доисторического прошлого до бесконечности, пока не начну играть свою роль в полную силу. Быть, а не казаться. Живи на сцене, и тогда никто не назовёт это игрой. Говори свой, чётко сформулированный, текст, а не полагайся на чужие слова... Пусть кот-баюн в каждом расскажет главную сказку, а режиссёр вселенной поможет поставить её на сцене... Но я всё меняю весну на осень, всё продолжаю, молча, бездействуя, смотреть на звёздное небо.
Как будто в звёздах есть покой.
Но главный парадокс такого откровения с самим собой: дойдя до него, мы забываем о нём через мгновение. Никто не открывал крышку люка. Трах-тибидох! Показалось...