Тяга к рисованию появилась у Дега ещё в детстве. Благодаря обеспеченности семьи и поддержке отца, Дега мог заниматься живописью, не заботясь о хлебе насущном. Что бы ни задумывал Дега, он во всём стремился к совершенству.
С 20-ти лет Эдгар начинает обучение у художника Ламота, в свою очередь являвшегося учеником великого Энгра. Дега на всю жизнь сохранил любовь к ясной форме и певучим линиям Энгра. Также подражал в раннем творчестве Дега Гансу Гольбейну и Никола Пуссену, - копии их работ кисти Дега сложно отличить от оригинала.
Кумиры Дега в ранний период – Паоло Веронезе и Андреа Мантенья. Для ранних работ Дега характерен точный и резкий рисунок, зоркая наблюдательность, которая сочетается то с жестким реализмом исполнения (портрет итальянской нищенки, 1857), то со сдержанно-благородной манерой письма (рисунок головы баронессы Беллели, 1859; зарисовки брата, 1856 – 1857).
На рубеже 60-х годов XIX века основой творчества Дега является портретная живопись, однако большое внимание художник уделяет и историческим полотнам. Художник пишет такие сложные и большие работы, как «Семирамида закладывает город» (1861), «Александр и Буцефал» (1861 – 1862), «Бедствия Орлеана» (1865) и др. Работы отличает тёмный колорит и сухость формы. Исторические произведения так и остались не законченными из-за слишком высокой требовательности Дега к себе и живописи.
В начале 1860-х годов Дега начинает интересоваться сценами современной жизни, и в первую очередь – лошадьми и скачками. В 1861 году Дега знакомится с импрессионистами. Однако в полной мере причислять художника к импрессионистам нельзя. Дега прежде всего интересуется современной жизнью, не любит пленэр, считая, что воздух рассеивает внимание и предпочитая мир оперы, театра и кафешантана. Картины Дега обладают точностью изображения, нетипичной для импрессионизма. В отличии от импрессионистов, Дега был более социален, уделяя внимание повседневному, порой тяжелому труду своих современников. Если импрессионисты наибольшее внимание уделяли свету, то Дега прежде всего передаёт в своих картинах движение.
Однако с импрессионистами его всё же роднят «уловленные мгновения», трепетный, подвижный мир, постоянное движения жизни, которое у Дега передаётся через движение человека.
Одной из основных тем творчества художника стали балетные сценки, в которых Дега показывает мир грации и красоты. Его сцены балета ярки, свежи и оригинальны. Хрупкие танцовщицы предстают перед нами то в полумраке танцевальных залов, то в короткие минуты отдыха, то на сцене, в свете софитов («Танцовщица на сцене», 1878; «Голубые танцовщицы», 1890).
Немалое внимание уделяет в своём творчестве Дега и обнажённой натуре, хотя в этих работах чувствуется лишённая эротизма отстранённость. Эдгар Дега опережает Тулуз-Лотрека в изображении кафешантанов на целое десятилетие. В его картинах часто перед зрителями предстают эти любимые места отдыха парижан. Дега импонировало их таинственное искусственное освещение, атмосфера демократичности, необычности и даже некоторой вульгарности.
С годами Дега всё чаще отдаёт предпочтение пастелям, которые помогали ему передать выразительность линий рисунка. После резкого ухудшения зрения, художник обращается к скульптуре. В конце 1860 годов он начинает лепить маленькие скульптуры из воска или глины: танцовщиц, скачущих жокеев, купальщиц.
Искусству Дега присуще сочетание прекрасного, порой фантастического, и прозаического. Дега просто влекут улицы, кафе, театры, скачки, поэтому недаром его называют певцом современного ему Парижа, сумевшего показать весь блеск и нищету этого удивительного города.
[560x699]
"Ария собаки" 1877 Собрание Хэймейера, Нью-Йорк
[500x600]
"Звезда" 1877 Музей д'Орсе, Париж
[537x699]
"Певица с перчаткой" 1878
[508x699]
"Абсент" 1876, Музей д'Орсе, Париж
[600x600]
"Ванная" 1885, Музей Хилл Стид, Фармингтон
[540x570]
"Причесывающаяся женщина" 1885, Эрмитаж, Санкт-Петербург
[469x699]
"Мисс Лала в цирке Фернандо" 1879, Национальная галерея, Лондон
Поздние работы Дега выделяются интенсивностью и богатством колорита, которые дополняются эффектами искусственного освещения, укрупненными, почти плоскостными формами, стесненностью пространства, придающей им напряженно-драматический характер (“Голубые танцовщицы”, пастель, Государственный музей изобразительных искусств, Москва).
[497x500]
С конца 1880-х годов Дега много занимался скульптурой, добиваясь выразительности в передаче мгновенного движения (“Танцовщица”, бронза, Музей Вальраф-Рихарц-Людвиг, Кельн).
[700x570]
"Семья Беллелли" 1858
[700x493]
Ранний период. 1854-1861
[700x558]
"Хлопковая биржа" 1866-1868
[700x558]
"Мадам Валпинсон с хризантемами"
[480x600]
"Портрет мисс Кэссет" 1878
[700x462]
"Площадь Согласия. Шуршат колёса экипажа"
[531x699]
[698x699]
[531x699]
" Эдмон и Тереза Морбилли"
[700x525]
"Рысаки у трибуны" 1866-1868
[478x600]
"Гладильщица"
[700x660]
"Гладильщицы"
[690x480]
"Интерьер (Изнасилованная)" 1869
[657x600]
"Магазин дамских шляп"
[671x600]
"У модистки"
[683x600]
"У модистки"
[700x528]
"На скачках"
[699x441]
"На скачках в Каунтри"
[693x570]
[700x415]
"На пляже"
[700x398]
[513x600]
"На балете"
[500x600]
"Оркестр"
[449x600]
"Оркестровая яма"
[585x600]
"Эдмон Дуранти"
[650x550]
"Балерина и женщина с зонтом" 1882
[699x585]
"Четыре танцовщицы" 1884
[460x600]
"Кабаре «Амбассадор»" 1876
[485x699]
"Прима" 1877
[580x600]
[650x500]
"Балерины на поклонах" 1885
[415x550]
"Арлекин и Коломбина" 1886
[506x550]
"Балетный класс мадам Кардиналь"
[616x699]
"Балетная школа" 1877
[420x700]
"Финал арабеска" 1877
[648x607]
"Отдыхающая танцовщица"
[700x619]
[461x698]
"Танцавщица с тамбурином"
[611x699]
"Танцовщицы"
[530x699]
"Танцовщицы на подмостках. Поклоны"
[401x550]
"Пейзаж с танцовщицами"
[511x550]
"Танцовщица в зелёном"
[636x415]
"Класс"
[700x525]
[565x699]
"Три танцовщицы в репетиционном зале" 1873
[419x550]
[510x699]
[587x698]
"Танцовщицы"
[699x474]
"Урок танца" 1872
[466x699]
"Танцовщица у станка" 1880
[699x501]
"Репетиция на сцене"
[700x665]
"Танцовщицы, занимающиеся у станка"
[507x699]
"Две юные танцовщицы "
[534x699]
[700x340]
"Балет на сцене парижской Оперы"
[699x478]
"Балетная сцена"
[528x699]
"Две танцовщицы" 1898-1899
[518x700]
[536x698]
"Маленькая четырнадцатилетняя танцовщица"
[699x444]
"Репетиция"
[524x698]
"Сидящая балерина" 1879-1880
[582x550]
"Три русские танцовщицы"
[400x496]
"Танцовщица" Эрмитаж
[700x587]
"Танцовщицы в розовом" 1880-1885
[699x557]
"Балетная репетиция"
[700x385]
Эдгар Дега "Побережье в Эббе"