При создании данной методики автор использовала ряд других известных методик. В ней имеются три шкалы: «Приобретение знаний» (стремление к приобретению знаний, любознательность); «Овладение профессии» (стремление овладеть профессиональными знаниями и сформировать профессионально важные качества); «Получение диплома» (стремление приобрести диплом при формальном усвоении знаний, стремление к поиску обходных путей при сдаче экзаменов и зачетов). В опросник, для маскировки, автор методики включила ряд фоновых утверждений, которые в дальнейшем не обрабатываются.
Опросный лист
Факультет ……………………. Курс ……… Группа ………
Фамилия………………………… Имя …………………… Отчество…………………..
Дата заполнения …………...
Инструкция: Отметьте ваше согласие знаком «+» или несогласие знаком «-» со следующими утверждениями.
1. Лучшая атмосфера занятий – атмосфера свободных высказываний.
2. Обычно я работаю с большим напряжением
3. У меня редко бывают головные боли после пережитых волнений и неприятностей
4. Я самостоятельно изучаю ряд предметов, по моему мнению, необходимых для моей будущей профессии
5. Какое из присущих вам качеств вы выше всего цените ? Напишите ответ рядом
6. Я считаю, что жизнь нужно посвятить выбранной профессии
7. Я испытываю удовольствие от рассмотрения на занятии трудных проблем
8. Я не вижу смысла в большинстве работ, которые мы делаем в вузе
9. Большое удовлетворение мне дает рассказ знакомым о моей будущей профессии
10. Я весьма средний студент, никогда не буду вполне хорошим, а поэтому нет смысла прилагать усилия, чтобы стать лучше
11. Я считаю, что в наше время не обязательно иметь высшее образование
12. Я твердо уверен в правильности выбора профессии
13. От каких из присущих вам качеств вы бы хотели избавиться ? Напишите ответ рядом
14. При удобном случае я использую на экзаменах подсобные материалы (конспекты, шпаргалки)
15. Самое замечательное время жизни – студенческие годы
16. У меня чрезвычайно беспокойный и прерывистый сон
17. Я считаю, что для полного овладения профессией все учебные дисциплины нужно изучать одинаково глубоко
18. При возможности я поступил бы в другой вуз
19. Я обычно вначале берусь за более легкие задачи, а более трудные оставляю на потом
20. Для меня было трудно при выборе профессии остановиться на одной из них
21. Я могу спокойно спать после любых неприятностей
22. Я твердо уверен, что моя профессия дает мне моральное удовлетворение и материальный достаток в жизни
23. Мне кажется, что мои друзья способны учиться лучше, чем я
24. Для меня очень важно иметь диплом о высшем образовании
25. Из неких практических соображений для меня это самый удобный вуз
26. У меня достаточно силы воли, чтобы учиться без напоминания администрации
27. Жизнь для меня почти всегда связана с необычайным напряжением
28. Экзамены нужно сдавать, тратя минимум усилий
29. Есть много вузов, в которых я мог бы учиться с не меньшим интересом
30. Какое из присущих вам качеств больше всего мешает учиться ? Напиши ответ рядом
31. Я очень увлекающийся человек, но все мои увлечения так или иначе связаны с будущей профессией
32. Беспокойство об экзамене или работе, которая не выполнена в срок, часто мешает мне спать
33. Высокая зарплата после окончания вуза для меня не главное
34. Мне нужно быть в хорошем расположении духа, чтобы поддержать общее решение группы
35. Я вынужден был поступить в вуз, чтобы занять желаемое положение в обществе, избежать службы в армии
36. Я учу материал, чтобы стать профессионалом, а не для экзамена
37. Мои родители хорошие профессионалы, и я хочу быть на них похожим
38. Для продвижения по службе мне необходимо иметь высшее образование
39. Какое из ваших качеств помогает вам учиться ? Напишите ответ рядом
40. Мне очень трудно заставить себя изучать как следует дисциплины, прямо не относящиеся к моей будущей специальности
41. Меня весьма тревожат возможные неудачи
42. Лучше всего я занимаюсь, когда меня периодически стимулируют, подстегивают
43. Мой выбор данного вуза окончателен
44. Мои друзья имеют высшее образование, и я не хочу отставать от них
45. Чтобы убедить в чем – либо группу, мне приходиться самому работать очень интенсивно
46. У меня обычно ровное и хорошее настроение
47. Меня привлекает удобство, чистота, легкость будущей профессии
48. До поступления в вуз я давно интересовался этой профессией, много читал о ней
49. Профессия, которую я получаю, самая важная и перспективная
50. Мои знания об этой профессии были достаточны для уверенного выбора
Обработка и интерпретация результатов.
КЛЮЧ к опроснику
Шкала «Приобретение знаний» – за согласие ( «+» ) c утверждением по п. 4 проставляется 3,6 балла; по п. 17 – 3,6 балла; по п. 26 – 2,4 балла; за несогласие ( «–» ) с утверждением по п. 28 – 1,2 балла; по п.42 – 1,8 балла.
Максимум – 12,6 балла.
Шкала «Овладение профессией» – за согласие по п. 9 – 1 балл; по п.31 – 2 балла; по п.33 – 2 балла; по п.43 – 3 балла; по п.48 – 1 балл и по п. 49 – 1 балл.
Максимум – 10 баллов.
Шкала «Получение диплома» – за несогласие по п. 11 – 3,5 балла; за согласие по п. 24 – 2,5 балла; по п. 35 – 1,5 балла; по п. 38 – 1,5 балла и по п. 44 – 1 балл.
Максимум – 10 баллов.
Вопросы по пп. 5, 13, 30, 39 являются нейтральными к целям опросника и в обработку не включаются.
Преобладание мотивов по первым двум шкалам свидетельствует об адекватном выборе студентом профессии и удовлетворенности ею.