• Авторизация


ВОЗДУШНАЯ «БИТВА ЗА МАЛЬТУ» 01-10-2020 21:59 к комментариям - к полной версии - понравилось!

Это цитата сообщения Ретрофан Оригинальное сообщение

ВОЗДУШНАЯ «БИТВА ЗА МАЛЬТУ»

01 мальта 04 (602x403, 88Kb)

Очень важной для Средиземноморского театра военных действий стала «Битва за Мальту» - остров, расположенный между Сицилией и Тунисом. С лета 1940 г. в Северной Африке начались сражения между англичанами и старавшимися вытеснить их с «Черного континента» итальянцами, и с этого момента Мальта приобрела стратегическое значение. Ведь у владевших этим островом британцев была возможность перехватывать и топить транспортные суда противника, перевозивших из Европы в Африку подкрепления, вооружение и боеприпасы. Опасаясь, что из-за этого войска стран Оси потеряют контроль над ситуацией в Северной Африке, итальянцы, а впоследствии и поддержавшие их немцы начали ряд операций с целью захвата Мальты, которые продолжались с июня 1940 по декабрь 1942 гг. И главную роль в этих операциях играли военно-воздушные силы.

Высадка на Мальту морского десанта планировалась, но была отложена, так как итальянские войска концентрировались для вторжения в Грецию; а затем высадка была и вовсе отменена из-за нехватки у Италии сухопутных сил, занятых в Африке и на Балканах.
02 Мальта и Сицилия (655x578, 159Kb)

Итальянское командование организовало постоянные бомбардировки расположенных на острове города и порта – путем бомбового террора они стремились подавить сопротивление защитников Мальты. Для этого на ближайший к Мальте итальянский остров Сицилия были стянуты 5 бомбардировочных групп (137 бомбардировщиков Савоя-Маркетти S.79), а так же три группы истребителей (около 70 бипланов Фиат CR.32, CR.42 и монопланов Макки С.200). Мальта могла противопоставить итальянской авиации только 42 зенитки и три устаревших палубных истребителя-биплана Глостер «Си-Гладиатор», случайно оставленных на острове британским авианосцем при перегоне самолетов в Африку.

03 Мальтийские Гладиаторы а (585x471, 101Kb)

Поначалу атаки итальянцев протекали почти безнаказанно: хотя тройка «Си-Гладиаторов» (прозванных мальтийцами «Вера», «Надежда» и «Милосердие») яростно сопротивлялась налетам, но преградить путь десяткам итальянских бомбардировщиков им было конечно не под силу. Тем не менее, стрельба с острова зенитных орудий и отчаянные атаки британских бипланов, в кабинах которых сидели обученные наспех только взлету-посадке добровольцы (пилот трехместного гидросамолета, штабист и зенитчик!) все же заставляли итальянцев подходить к Мальте на большой высоте, что очень сильно сказывалось на точности бомбометания. Примерно через месяц после начала итальянских атак авиация острова несколько усилилась: после поражения Франции оттуда на Мальту перелетели 6 «Харикейнов». А осенью британцы наладили доставку на остров новых самолетов, перебрасывавшихся с авианосцев «Аргус», «Фьюриес» и «Арк Роял». Постепенно численность авиации на Мальте увеличивалась, в то время, как итальянские авиасилы на Сицилии таяли: из-за острой нехватки авиации в Африке многие сицилийские самолеты отправлялись на «Черный континент».
04 переброска с авианосцев (621x247, 19Kb)
Авианосец «Арк Роял» доставил в район Мальты эскадрилью «Харрикейнов»; а дальше - «своим ходом»…

В результате к декабрю 1940 расклад сил в районе Сицилии и Мальты существенно изменился. На Сицилии осталось всего 39 итальянских бомбардировщиков и 4 эскадрильи истребителей; а авиагруппа Мальты насчитывала теперь 52 самолета. В результате находившиеся до этого в глухой обороне мальтийцы стали переходить к атакам: появившиеся на острове британские бомбардировщики начали топить итальянские и немецкие суда, шедшие с пополнениями в Африку.
05 мальта зенитчики (700x274, 60Kb)
Зенитчики Мальты так же сыграли важную роль в обороне острова

Так как бессилие итальянцев справиться с Мальтой стало очевидным, в дело вмешались немцы. За декабрь 1940 - январь 1941 они перебросили на Сицилию 245 самолетов. В январе 1941 против Мальты у немцев действовали: 2 полка пикировщиков (80 Ju.87), 3 бомбардировочных армейских полка (129 Не.111 и Ju.88) и 1 бомбардировочная морская эскадрилья (12 Ju.88); сопровождение ударных самолетов было возложено на полк тяжелых истребителей (34 Bf.110). Немцев поддерживали итальянцы: 3 изрядно «пощипанные» британцами бомбардировочные эскадрильи (всего 17 бомбардировщиков), и 3 не менее поредевшие истребительные группы (всего 46 истребителей). Мальтийцы в это время могли противопоставить противнику 1 армейскую и 1 морскую истребительные эскадрильи (26 истребителей), 2 бомбардировочные армейские и 2 морские эскадрильи (всего 42 бомбардировщика).

06 Мальта под бомбами (585x519, 67Kb)
Мальтийский город-порт Ла-Валетта до начала войны… и под бомбами

Весь 1941 г. в районе Мальты не стихали воздушные бои. Немцы и итальянцы старались разрушить бомбами порт и город Ла-Валетту, а так же перехватывать мальтийские бомбардировщики, которые охотились на транспортные суда противника. Британцы же изо всех сил боролись с вражескими налетами на остров, не забывая при этом топить идущие к побережью Африки немецкие и итальянские корабли. Накал борьбы от месяца к месяцу возрастал: сопротивление Мальты, ставшей для британских вооруженных сил Средиземноморья настоящим «непотопляемым авианосцем», серьезно сказывалось на положении войск Оси в Северной Африке. Мальтийская авиагруппа максимально снизила темпы снабжения и пополнения германского Африканского корпуса, из-за чего немцы в Ливии не только не смогли захватить Египет, но и начали нести поражения. Это заставило нацистов усилить свою сицилийскую авиагруппировку, направленную против Мальты. К январю 1942 для атак на Мальту и охраны морских конвоев немцы сосредоточили: 4 истребительных полка, 1 полк тяжелых истребителей, 1 полк ночных истребителей, 3 армейских бомбардировочных полка и 2 полка морских бомбардировщиков. Немецкую авиацию поддерживали: 2 группы и 1 эскадрилья итальянских истребителей, а так же 2 группы и 2 эскадрильи бомбардировщиков Италии. Этим силам у британцев на Мальте противостояли 6 истребительных эскадрилий, 4 армейских бомбардировочных и 2 морские бомбардировочные эскадрильи, а так же эскадрилья воздушных разведчиков.
07 Мальта перехват конвоя (700x225, 41Kb)
Из-за угрозы мальтийской авиации конвои, идущие в Африку, сопровождали итальянские и немецкие самолеты; несмотря на это, мальтийцы постоянно топили вражеские суда…

Большой проблемой для мальтийцев был хронический недостаток продовольствия, боеприпасов и особенно авиационного бензина. Чтобы восполнить недостающее и тем сохранить боеспособность Мальты, британцы не раз организовывали проводку к острову транспортных конвоев в сопровождении военных кораблей. Но каждый раз на эти конвои набрасывалась немецкая авиация, и если хотя бы нескольким судам удавалось прорваться в порт Мальты, то и там их топили немецкие пикировщики. Все это приводило к тому, что снабжение Мальты оставалось очень скудным, недостаточным для масштабных боевых действий. И тогда в августе 1942 британцы предприняли операцию «Пьедестал» - к Мальте был отправлен огромный конвой: 14 транспортных судов под прикрытием 44 боевых кораблей (включая 2 линкора и 4 авианосца!).
Немцы и итальянцы бросили против конвоя 334 бомбардировщика и 273 истребителя. На британских авианосцах находилось 74 истребителя и 28 торпедоносцев; однако еще до того, как конвой вошел в зону действия вражеской авиации, немецкая подлодка U-73 потопила авианосец «Игл», из-за чего истребительное прикрытие конвоя сократилось до 60 истребителей. Мальтийцы же могли отправить на поддержку приближающегося конвоя 100 легких и 36 тяжелых двухмоторных истребителей; однако из-за малой дальности полета они приняли участие в событиях только в последний день, на заключительном этапе проводки.
08 Операция Пьедестал в разгаре (700x262, 41Kb)
Операция «Пьедестал» в самом разгаре…

На протяжении четырех дней, пока конвой шел от Гибралтара к Мальте, он почти беспрерывно подвергался атакам авиации, подводных лодок и надводных кораблей противника. Бои шли и в воздухе, и на воде. Обе стороны несли тяжелые потери: у англичан были потоплены авианосец, 2 крейсера и эсминец; еще 2 крейсера и авианосец получили повреждения; из 60 оборонявших корабли авианосных истребителей были сбиты 34. Немцы и итальянцы потеряли 2 подлодки и 48 самолетов; 2 крейсера и подлодка были серьезно повреждены. Несмотря на тяжелые потери, конвой дошел до Мальты; правда, из 14 транспортных судов в порт вошли только 5 – остальные 9 погибли. Но те, что дошли, выгрузили на берег 15.000 тонн авиационного топлива и 32.000 тонн продовольствия и боеприпасов, что значительно улучшило положение мальтийцев…
09 Завершение Пьедестала (640x464, 67Kb)
Завершение «Пьедестала»: немногие избитые транспорты входят в порт Ла-Валетты

Это позволило защитникам Мальты выстоять, несмотря на усилившиеся атаки разозленных прорывом конвоя немцев, продержаться до поражения войск Оси в Северной Африке. После того, как осада Мальты была снята, сконцентрировавшаяся на острове за время обороны крупная авиагруппировка была использована для прикрытия с воздуха высадки союзнических войск на Сицилии.
Всего за два года обороны Мальты противник нанес по острову более 3.000 бомбовых ударов. В воздушных боях над Мальтой и в прилегающих районах британские летчики заявили об уничтожении 863 самолетов противника (446 немецких и 417 итальянских); потери британцев здесь составили 844 самолета. Оборона имевшей важное стратегическое положение Мальты стала одним из центральных эпизодов в борьбе на средиземноморском театре военных действий в период Второй мировой войны.
10 Мальта не сдавшаяся 2 (672x338, 104Kb)

Если вам понравилась эта статья, загляните на мой новый сайт «Войны и оружие прошлого» по адресу: http://retroflayer.ru/publ/. Там еще много интересных статей по самым различным вопросам истории военной, и не только...
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник ВОЗДУШНАЯ «БИТВА ЗА МАЛЬТУ» | линикорд - Дневник линикорд | Лента друзей линикорд / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»