Версаль – это слово на века стало синонимом истинно королевской роскоши, гармонии и тонкого художественного вкуса.
Всё подчинено заранее спланированному сценарию, связано нормами строжайшего этикета, превращено в торжественный церемониал, мистерию королевского существования.
Всё – начиная от пробуждения монарха и заканчивая приёмом послов – рассчитано на эффект, призвано ошеломить так, чтобы захватило дух, заставить поверить в могущество Людовика XIV, Короля-Солнца.
Здесь в мае 1664 возникла сладостная жизнь, утихающая лишь глубокой ночью, праздничная, но не праздная, потому что скорее походила на тотальный балет, но и на сплошной маскарад, нескончаемые радостные состязания.
Вид, открывающийся из окон дворца, восхищает. Он соединяет природу и искусство в некую новую природу, новое искусство. Причудливо подстриженные деревья и кусты, бесчисленные фонтаны, мраморные статуи, уходящий к горизонту канал.
Глядя на это великолепие, трудно поверить, что когда-то на месте дворца была деревня с убогими низкими хижинами, крытыми соломой, и шатровой мельницей, а там, где сейчас бьют струи фонтанов, - непроходимая трясина.
В Версальских лесах начинает охотиться первый из Бурбонов – Анри (Генрих) IV, его сын – Людовик XIII построил здесь небольшой охотничий замок и начал разбивку парка.
В 1661 Людовик XIV (1643-1714), впечатлённый красотой и новшествами Во-ле-Виконта – дворца своего расточительного супер-интенданта (министра) финансов Фуке, приступил к возведению новой резиденции. Он строил дворец для своей любви – Луизы де ла Вальер.
Самые выдающиеся мастера того времени гениальное трио : архитектор Луи Лево, живописец Жан Лебрен и “художник садов” Андре Ленотр – возводили неземной парадиз, на многие столетия ставший эталоном.
По его образу и подобию будут строиться резиденции по всей Европе. Людовик ни за что не соглашался снести старый охотничий замок, и его с юга, севера и запада окружили новые корпуса.
После смерти архитектора Луи Лево, строительство возглавил Жан Ардуэн Мансар. Из трёх этажей главным является второй с анфиладами парадных залов.
Принцип анфиладности (расположения комнат друг за другом на единой композиционной оси) был хорошо знаком зодчим итальянского Ренессанса, но был новым для французских архитекторов. (Впервые он был использован в Во-ле-Виконте)
Во дворце до сих пор сохранились небольшая комната, где король-солнце готовил шоколад и варил кофе для фавориток, и часть коридора, по которому они приходили в покои его величества.
Мир Версаля не мыслим без парка, который обступает его с трёх сторон (кроме восточной стороны).
Версальский парк стал эталоном паркового искусства. Грандиозный замысел Ленотра являет миру красоту природных сил: земли, воды, воздуха, флоры и фауны – красоты, огранённой искусством.
Великий Ленотр объединил принципы итальянского парка с его ярусностью, каскадами (водопадами), извилистыми аллеями с традициями английских парков
. В отличие от итальянских парков, где вилла скрыта за высокими деревьями, в Версале Ленотр поместил дворец на вершину небольшого холма, увеличив его искусственно.
Пространство непосредственно перед зданием, было превращено в партер – подобие английского парка. Болота были осушены, пески засыпаны плодородной землёй. Появились бассейны, каскады, декоративная скульптура, высажены деревья.
В парке водилась водоплавающая дичь, зайцы, лисы, белки, дикие кошки. Сказочное место было ограждено от прочего вульгарного мира стеной протяжённостью в 43 км.
Сейчас площадь парка составляет всего 10 % от прежней (815 га). Версальский парк – это 20 км дорожек, 200000 деревьев, 210000 цветов, 50 фонтанов, 36 акведуков и 2100 скульптур.
Строительство ансамбля приравнено к стоимости 105000 тонн серебра (по современному курсу)