• Авторизация


ПСИХОЛОГИЯ ОБИДЫ 15-03-2013 13:50 к комментариям - к полной версии - понравилось!


[300x411]

Из книги архиепископа Иоанна (Шаховского) "Апокалипсис мелкого греха: Избранные статьи", изданной в серии "Духовное наследие русского зарубежья", выпущенной Сретенским монастырем в 2006 г.

 

Все мы знаем, что такое обида, потому что обижали и обижались. Сами того не сознавая, всякий обижающий и всякий обижающийся ранят себя, так как лишают себя солнца любви. Обидчик ранит не только свою душу, но и тело: злые эмоции рождают в человеке болезненное напряжение тела, что отражается на его физическом обмене веществ и нарушает жизнь.

Обидчик обижает прежде всего себя. Но и обижающийся поступает неразумно, сам себя ранит.

Надо себя закрывать светлым щитом от обид, не обращать на них внимания.

А что еще выше, это противопоставить обиде — любовь, кротость, великодушие.

«Научитесь от Меня, — сказал Христос Спаситель, — ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим» (Мф 11, 29).

Вот простая дорога к счастью, о котором часто думает человек, не зная путей к нему.

Обида может быть бессознательной. Нанесение обиды идет от гордости, желающей унизить человека, от мстительности, злобы.

Обижают люди и от алчности, зависти, тщеславия, эгоизма и — просто от душевной нечуткости и нравственной невнимательности.

Предприниматель (индивидуальный или коллективный, как государство, партия) обижает людей наиболее беззастенчиво, эксплуатируя их не только экономически, но и нравственно.

Эксплуатация есть многоликая форма несправедливости.

История человечества полна этим грехом до наших времен.

Но сейчас не феодальные бароны и не только денежные мешки эксплуатируют бедняков — сами эти бывшие бедняки, ставшие администраторами, партийцами, представителями пролетариата, жестоко эксплуатируют бедняков (колхозных крестьян, рабочих), прикрывая, однако, эту эксплуатацию очень лестными для себя, но пустыми словами.

Эксплуатация ближнего может и не быть выражением каких-либо лично неприязненных чувств; она бывает нравственным бесчувствием, исканием выгоды личной, партийной, государственной.

Высокими мотивами пытаются оправдывать эксплуатацию — материальную и духовную — в наши дни.

Целью революции для блага всех оправдываются великие обиды людям.

Гуманными фразами оперируют бездушные планировщики, не видящие живого человека.

Смертельно обиден для человека и человечества утилитарный материалистический подход к бессмертной человеческой душе.

Но чувства справедливости и сострадания могут рождаться и в материалисте, вопреки его материалистической теории.

Как человек, материалист может быть нравственно чутким. И бывает, что сердце верующего в Бога (вопреки духу этой веры) наполняется алчностью, бессердечностью.

Как у материалиста неверие может быть лишь на кончике его языка, так и вера в Бога бывает иногда лишь на кончике языка у верующего человека. (Вера в Бога — не теоретическая декларация.)

В наши дни люди обижают даже веру в Бога (принуждая писать великое святое имя Бог с маленькой буквы).

Но Бога человек еще менее может обидеть, чем созвездие Ориона или Лебедя. Неверующие наносят обиду только своей жизни.

Человека обижает человек своей злой (или недостаточно доброй) волей. И все эти бесчисленные «молекулярные» в мире обиды, все наше личное и общее зло рождают в мире те черные грозовые тучи конфликтов, войн и душегубства, от которых содрогается человечество. И может быть истреблено.

Раньше в истории во имя веры в Бога цари и вожди народов обижали неверующих людей (или не так верующих, как они сами).

Теперь в целом ряде стран неверующие обижают верующих.

Сказано человеку: «Знаешь заповеди: не прелюбодействуй, не убивай, не кради, не лжесвидетельствуй, не обижай» (Мк 10, 19).

Но если обида случилась, ей надо противопоставить необидчивость. В преодоление зла входит и преодоление обидчивости.

Мы, люди, так легко друг друга обижаем. И еще легче — обижаемся. Даже если нас никто не обижает, мы и тогда обижаемся.

Нам иногда хочется почувствовать себя обиженными, и в этом проявляется дурная человеческая инфантильность.

Ребенок иногда хочет зарыдать не потому, что его обидела мать, а потому, что ему вдруг сладко захотелось почувствовать себя (и, главное, показать себя!) обиженным.

Это незрелость души. Активный эгоист обижает, пассивный обижается. Обиды активных и обидчивость пассивных эгоистов очень мешают жизни.

И выход из этих состояний только один — к свободе духа: никого не обижать и ни на кого не обижаться.

 

Архиепископ Иоанн (Шаховской)

7 мая 2007 года

вверх^ к полной версии понравилось! в evernote
Комментарии (2):
ЦТГ 18-03-2013-01:03 удалить
Отличный пост, спасибо!!!
линикорд 18-03-2013-03:07 удалить
Ответ на комментарий ЦТГ # ЦТГ,


Комментарии (2): вверх^

Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник ПСИХОЛОГИЯ ОБИДЫ | линикорд - Дневник линикорд | Лента друзей линикорд / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»