Она помогает и детям, и взрослым...
Творчество – практически беспроигрышный способ психокоррекции.
Но речь идет не о живописи, танцах и лепке (хотя эти виды искусства тоже очень эффективно поднимают самооценку), а о словесном творчестве – сочинении терапевтических историй.
Методику придумала Дорис Бретт – клинический психолог и талантливая писательница.
Ее книга «Жила-была девочка, похожая на тебя...» адресована родителям, которые очень хотят помочь преодолеть своим детям те или иные психологические проблемы и комплексы.
В чем суть? Вы придумываете сказку, в которой главная героиня наделена характерными чертами ребенка или вашими.
У персонажа те же проблемы, что и у вас, друзья и обидчики.
Итак, правила создания...
Выберите для главного персонажа имя, созвучное вашему или имени дочери. В сказке могут присутствовать и волшебные силы.
На то она и сказка. На первый взгляд вам покажется это пустым баловством. Но здесь главное – не прекращать процесс, а превратить сочинительство в привычку: возникла проблема – появилась сказка.
В обычном разговоре ребенок, да и взрослый, может и не открыться, а уйдет в себя.
В случае со сказкой ни от слушателя, ни от рассказчика ничего не требуется – придумывай и слушай.
Никаких расспросов, наставлений и указаний. Сказка – это и есть указание. К тому же вы меняете контекст проблемы. И она перестает быть устрашающей.
В комфортной обстановке лучше думается, а следовательно, быстрее находится выход.
Когда же повествование дойдет до «больного места», оно не покажется таким уж непреодолимым.
Ведь речь идет не о вашем малыше, а о персонаже. Вы же наблюдаете за ним со стороны.
Если вы начнете «Историю о Маше (Жене, Саше, Даше...)» словами: «Маша считала себя самой маленькой коротышкой во всей школе!» – девочка подумает: «Вот-вот, как раз обо мне! Я думаю так же!» Есть повод прислушаться. «Низкий, миниатюрный рост – это великолепно! Быть дылдой – вот что на самом деле ужасно», – начинаете вы, и ребенок «включает» защитную реакцию – перестает слушать.
Юмор – еще одна привлекательная сторона для малышей. Он стимулирует интерес и является эффективнейшим средством против напряжения. Поэтому добрые шутки и анекдоты в сказке приветствуются.
В процессе повествования следите за ребенком. Его реакция и поведение подскажут вам, как действовать дальше.
Вы не уверены, в каком направлении следует вести разговор? Задайте малышу вопрос: «Как ты думаешь, что сделала потом Маша?»
Если он ответит: «Не знаю!» – попросите поимпровизировать с ответом.
Так вы приблизитесь к решению его проблемы. Ваши сказки должны иметь счастливые концовки.
Это непременное условие избавления от комплексов.