Покорение Америки давно не новость и даже не изобретение нашего смутного времени, этим занимались наши сограждане еще в начале XX века, пытаясь поразить американцев своими талантами. Кому-то это удавалось, кому-то нет. Среди первых и Алла Назимова продюсер и сценарист, легенда немого кино Голливуда. Недоброжелатели завидовали ее энергии, экстравагантности, мастерству и таланту, остальные – боготворили. И было за что, хотя и немое кино уже давно в прошлом, и многое на экране кажется наивным, но отсутствие спецэффектов, монтажа и прочих современных "штучек" показывает, как настоящий талант может только лишь пантомимой раскрыть образ и заставить зрителя придти в экстаз.
Алла Назимова
Мириам Эдес Аделаида Левентон, таково настоящее имя будущей актрисы, родилась 22 мая 1879 года в Ялте в семье крымского фармацевта-еврея. Затем семья уехала в Швейцарию, где родители девочки вынуждены были развестись друг с другом. Девочка в это время уже изучала немецкий и французский языки, а с семи лет начала брать уроки игры на скрипке. Вскоре ее отец снова женился и увез дочь обратно в Ялту. Девочка продолжала совершенствовать игру на скрипке, стала выступать в концертах. Но против этого был ее отец, который и настоял, чтобы она взяла псевдоним. Мириам выбрала свое второе имя Аделаида и фамилию Назимова, в честь героини романа "Дети улиц". В пятнадцать лет она поступила в Одесскую консерваторию (Одесское музыкальное училище), где обучалась игре на скрипке и фортепиано. В семнадцать лет девочка уезжает в Москву, где под псевдонимом Алла Назимова берет уроки у К.С. Станиславского в его школе актерского мастерства при Московском Художественном театре.
В 1899 году Алла вышла замуж за Сергея Головина. Их брак оказался неудачным. Алла вернулась во МХАТ, но уже через год, разочаровавшись в манере преподавания Станиславского, навсегда покинула школу и подписала контракт с кисловодским театром. В 1904 году в составе театральной труппы она отправилась на гастроли в Европу, где с блеском играла на сценах Лондона и Берлина. Публика с восторгом приняла Аллу, и вскоре она стала одной из ведущих театральных прим того времени. В феврале 1905 года состоялись гастроли в Америке, в ее репертуаре были пьесы Гоголя и Чехова, Ибсена и Достоевского. После гастролей Назимова осталась в США и подписала контракт с легендарным театральным продюсером Ли Шубертом. Она начала брать уроки английского и на протяжении следующих нескольких лет активно выступала на подмостках Бродвея и добилась большой популярности. А первый деюбт в кино состоялся в 1916 году, когда актрисе было уже тридцать семь лет...
Ее первый фильм обеспечил Алле пятилетний контракт на очень выгодных условиях с Metro Pictures. Кинокомпания предложила актрисе гонорар в 13 тысяч долларов в неделю - на 3 тысячи больше, чем получала Мэри Пикфорд, - и право самостоятельно выбирать режиссера, сценарий и партнера для фильмов. В 1918 году Назимова, не прекращая играть в театре, снялась в главных ролях в мелодрамах "Чудесное явление", "Игрушки судьбы" и "Око за око". Но качество ее картин понижалось, и в начале 20-х она скатилась с четвертого на двадцатое место в рейтинге популярных актеров журнала Photoplay.
Алла Назимова в фильме "Дама с камелиями" (Camille)
Алла Назимова и Рудольфо Валентинов в фильме "Дама с камелиями" (Camille)
В 1920 году на экраны вышла ее первая комедия "Миллиарды", снятая по сценарию Брианта. Художником по костюмам и декоратором фильма выступила Наташа Рамбова, подруга Аллы и будущая жена киноидола 20-х Рудольфо Валентино (о нем подробнее можно прочесть вот здесь: Роковой любовник немого кино... (актеры прошлого)) В 1921 году Назимова снялась вместе с Валентино в экранизации романа "Дама с камелиями" Александра Дюма.
Кадр из фильма "Кукольный дом" (1922)
После мелодрамы 1922 года "Кукольный дом" по пьесе Генрика Ибсена Назимова приняла участие в одном из самых известных своих фильмов - экзотической драме "Саломея" (1923) по пьесе Оскара Уайльда. Режиссером фильма стал ее любовник Бриант, декорациями и костюмами занималась Наташа Рамбова, а Назимова не только исполнила скандальную роль Саломеи, но и сама написала сценарий, спродюсировала и вложила в его производство собственные средства. В титрах фильма было написано "Пантомима по мотивам пьесы Оскара Уайльда". Модного тогда очень писателя. Но фильм провалился в прокате, как в Америке, так и в Европе.
Рекламные постеры к фильму А.Назимовой "Саломея"
Кадры из фильма "Саломея"
Она вернулась в театр. И горестно обронила при этом: "Ах, если бы смогла сжечь свои фильмы – до последнего дюйма. Я стыжусь их." Но тем не менее, она продолжала сниматься в кино - в 1924 году в картине "Уличная Мадонна", затем в 1925 году в драме "Мой сын". На сцене театра Алле продолжала сопутствовать слава, а на киноэкраны актриса вернулась только в начале 40-х, сыграв после пятнадцатилетнего перерыва в пяти картинах.
А.Назимова с любимой собакой
Она была очень экстравагантной. Еще при жизни актрисы ходили слухи о ее гомосексуальности. Так, в числе ее любовниц упоминались Талула Бэнкхед, первая жена Валентино Джин Эккер, поэтесса Мерседес де Акоста, известная своими лесбийскими связями со звездами Голливуда. Назимова часто провоцировала газетчиков. На вопрос интервьюера: "Надо ли иметь детей?" – отвечала: "Только не женщинам занимающимся творчеством. Чтобы себя выразить, ей следует быть свободной."
В 1919 году актриса приобрела за 65 тысяч долларов особняк в испанском стиле и назвала его "Сад Аллы". В этом доме актриса часто устраивала вечеринки, часто переходившие в настоящие оргии, на которых собирались сливки голливудского кинообщества тех лет - Чарли Чаплин, сестры Дороти и Лилиан Гиш, Теда Бара, Глория Свансон, Фатти Арбакль и многие другие. Приезжавшей из своего особняка на съемочную площадку приме, обращались почтительно "Мадам" – суровый нрав актрисы был известен. И лишь близким друзьям позволялось ее называть "Аллой".
Алла Назимова в одной из театральных ролей
В 1936 году в актрисы был диагностирован рак груди, но она сумела это преодолеть. Алла Назимова скончалась от тромбоза венечных сосудов 13 июля 1945 года. Актриса была удостоена звезды на Голливудской Аллее Славы.
Два видеоролика с отрывками из фильмов с участием Аллы Назимовой
Camille (1921) with Nazimova and Valentino - Love and Spring
Nazimova's Salome (1923)