Музыка Сергея Прокофьева, рисунки А.С.Пушкина и Надежды Рушевой
Нам сквозь туман неверья и сомнений,
Из тайников бессмертного вчера,
Протягивает вечно юный гений
Нить Ариадны с кончика пера.

Рассказывая о жизни таких людей как Надя Рушева стальное кольцо перехлестывает горло…. Эта девочка была гениальна, все в ней говорило об этом, и то что она рано с трех лет не умея еще читать начала рисовать, и ее раняя смерть, неожиданный уход….
[165x221]
Ее называли Моцартом в живописи. Ее талантом восхищались все известные люди русской культуры, ее современники….
[564x398]
Многим известна запись Ираклия Андроникова, оставленная на одном из Надиных рисунков писателем: "То, что это создала девочка гениальная, становится ясным с первого рисунка.
[394x253]
Они не требуют доказательств своей первозданности".
[426x600]
Девочка-планета... Девочка-Вселенная....
[286x600]
"Надя Рушева, юная гениальная художница.
Родилась 30 января 1952 в Улан-Баторе (Монголия) в творческой театральной семье, направленной в Монголию помогать становлению национального монгольского балета.
[288x429]
Её мать – первая тувинская балерина Наталья Ажикмаа-Рушева, отец – театральный художник и педагог Николай Константинович Рушев. Летом 1952 семья переехала в Москву.
[380x600]
Рисовать девчушка начала с трех лет, много раньше, чем читать.
[378x203]
Рисунок стал для нее как бы еще одним языком — загадочный, порывистый, легкий. Как дыхание. Она и сама была легкой, подвижной, веселой, любила танцы, смех, шутки, безобидное озорство.
Надя Рушева "Пушкиниана"
Использованы работы Нади Рушевой,
Песня "Тает желтый свет свечи" -Стихи: Леонид Филатов,Музыка:Владимир Качан
[197x289]
Но над рисунком всегда — затихала, замирала. Над рисунком она как бы погружалась в другой мир, неведомый остальным. Она властвовала в рисунке. Она жила в нем. Сама говорила не раз: "Я живу жизнью тех, которых рисую".
[420x311]
Известность пришла к Рушевой в двенадцать лет, 1964 году, когда ее рисунками заинтересовались писатели Лев Кассиль и Борис Полевой, а в "Клубе искусств" МГУ и в редакции журнала "Юность" состоялись первые персональные выставки школьницы.
[312x431]
Уникальность её рисунков в том, что героями подавляющего большинства из них являются герои мировой и русской классической литературы, истории, культуры. С пером в руке она прочитала античные мифы, Шекспира, Пушкина,
[365x233]
Лермонтова, Толстого, Тургенева, Экзюпери, Булгакова, Блока, Гюго, Грина, Диккенса, Байрона, Рабле и многих других.
[413x600]
Она рисовала по воображению, смело входя в золотоносные пласты человеческой культуры и чутко угадывая сквозь толщу столетий тот наиболее лаконичный и соответсвующий характеру героя, атмосфере места и времени образ, который потом будет безошибочно узнаваться теми, кто будет смотреть её рисунки: вот это - вне сомнений - Наташа Ростова, это - Булгаковский Мастер, это - юный Пушкин, это - Офелия, это - Маленький Принц...
[418x593]
Её называли "Моцартом рисунка", а академик Дмитрий Сергеевич Лихачёв сказал о творениях художницы так:
[381x560]
"Это кристаллизация чистоты духа. Люди нуждаются в таком искусстве, как в глотке свежего воздуха. Не в технической виртуозности суть, а в талантливости её личности.
[600x414]
...Гениальная девочка обладала поразительным даром проникновения в область человеческого духа. Она работала почти с отчаянием, стремясь сказать людям как можно больше: о балете, об античности, о Шекспире, Пушкине, Лермонтове, Толстом, Тургеневе, Экзюпери и, наконец, о "Мастере и Маргарите"
[600x470]
Булгакова. Последние рисунки особенно поражают. Откуда у 16-летней девочки знание людей, эпох? Это загадка, которая никогда не будет разгадана".
[436x590]
Она рисовала везде, например гуляя на улице рисовала на снегу…Ей прочили будущее книжного графика, а сама юная художница мечтала стать художником-мультипликатором.
[412x572]
В середине 70-х годов космонавт Георгий Гречко взял с собой на околоземную орбиту рисунок Нади и во время телесеанса с Землей показал его миру. Рушева стала первым художником, чей вернисаж состоялся в масштабах планеты.
[408x600]
Её рисунки полюбили в Польше, Чехословакии, Румынии, Индии. Многие из них были навеяны пушкинской поэзией. В 1969 на Ленфильме начались съёмки документального фильма «Тебя, как первую любовь...», посвящённого пушкинской теме в творчестве Нади. Однако завершить фильм не удалось.
[354x572]
Собираясь в школу утром 6 марта 1969 года, Надя неожиданно потеряла сознание и спустя несколько часов умерла в больнице из-за разрыва аневризмы сосуда головного мозга и последующего кровоизлияния в мозг. Ей было 17. Врачи ничем не смогли помочь.
Когда вдове Михаила Булгакова, Елене Сергеевне, показали цикл рисунков к роману "Мастер и Маргарита", та была потрясена увиденным не меньше их, и долго перебирала рисунки, всматриваясь в тонкие, начертанные пером контуры, лица, фигуры, силуэты, темы...
[600x439]
Оказалось, что перстень на пальце Мастера — это точная копия фамильного перстня Михаила Афанасьевича Булгакова, а женский портрет и старая фотография жены писателя — это одно лицо. Ни перстня, ни фотографии Надя, конечно, физически не могла видеть! Но она создала уникальный цикл рисунков, и все они говорили действительно о том, что юная художница полностью владела материалом и понимала его досконально. Каждый рисунок вызывал у Елены Сергеевны восклицание и удивление: "Какая амплитуда чувств... Маргарита — хороша!... Азазелло великолепен... Это потрясающе... Девочка в 16 лет прекрасно всё поняла..." Такие отзывы в устах Елены Сергеевны (Маргариты) были высшей похвалой, жаль, что Наде не довелось услышать этих слов.
Среди её работ – иллюстрации к мифам Древней Эллады, произведениям Пушкина, Л. Н. Толстого, М. А. Булгакова. Всего были проиллюстрированы произведения около 50 авторов. А еще есть несколько зарисовок, на которых изображен балет «Анна Каренина». Такой балет действительно был поставлен – уже после смерти художницы. Анну в нём играла Майя Плисецкая.
Надя оставила после себя огромное художественное наследие – около 12 тысяч рисунков. Многие из них хранятся в музее Льва Толстого в Москве, в музее-филиале имени Нади Рушевой в городе Кызыле, в Пушкинском доме Академии наук в Петербурге, Национальном фонде культуры и Музее Пушкина в Москве.
[400x552]
А один из них – кентавренок – воспроизведен на памятнике, который стоит на могиле Нади на Покровском кладбище.
Посвящения
[222x365]
Памяти Нади Рушевой.
Как недолгий, но яркий фонарик,
Как зимою дыханье тепла,
Эта девочка — грустный очкарик —
Между нами однажды прошла.
Каждый штрих, словно ласточка детства,
Все по-пушкински — сразу ясней...
А потом с перехваченным сердцем
Я смотрел кинокадры о ней.
...Вот улыбка... Знакомые строфы...
Но я прутик забыть не могу,
Выводивший курчавый профиль
На весёлом лицейском снегу.
(Макс Дахие, журнал «Юность» № 1-2 за 1973г.)
Век девятнадцатый стревожен
Таким вниманием к себе.
Его поэзия, быть может,
В другой откликнется судьбе.
Его история разъята
В своей красе и некрасе,
И воскрешённая крылатка
Трещит на взлётной полосе.
И девочка, ещё ребёнок,
Надежда Рушева спешит
В рисунке, что и бел, и тонок,
К надеждам пушкинской души.
(Александр Богучаров, журнал «Юность» № 6 за 1972г.)
[180x357]
...Недетский почерк детского рисунка.
Пера разбег — как будто взмах крыла.
Певучих линий тоненькие струнки
Звенят, срываясь с кончика пера.
Вальсирует свободно по паркету
Листа рука. Душе дар богом дан
Провидеть. Проступают силуэты
Сквозь плотный белый ватмана туман.
И очертанья чудного мгновенья
Встают из пепла, возвещая вновь,
Что живы божество и вдохновенье...
И вечны жизнь, и слёзы, и любовь...
...Нам сквозь туман неверья и сомнений,
Из тайников бессмертного вчера,
Протягивает вечно юный гений
Нить Ариадны с кончика пера...
(02’2005) edel
[180x232]
Перо фигурного катания
обводит Образ Чистоты.
Душа трепещет в ликовании,
провидя лики красоты.
Легко и просто как дыхание,
ложится линия на лист,
глазам являя обаяние
движенья тел, и душ, и лиц...
Узор-экспромт, где ветви дерева
скрывают женские черты...
О, сколько было бы утеряно
в подвалах Вечной Черноты,
но — было ж Господу мгновение! —
вложил ей в руки жар любви,
и чистый угол преломления
в кристалик дремлющий вживил.
Как резв и развит грифель Рушевой!..
Сбылось перо терзаний Пушкина.
[400x288]
Как кружит снег под утро раннее
слетают со стола листы.
Перо фигурного катания
скользит по линиям мечты.
Она была, она подвигнула
сонм наших душ в иной состав!
Так что ж скорбеть или завидовать,
её при жизни не застав?...
(Андрей Зырянов)