Одна из ярких актрис советского кинематографа Изольда Извицкая, в течение 15 лет блиставшая на большом экране, не пережила своей звездности, закончив свои дни трагически. Ее творческая биография составляет 22 роли. Зрителям она запомнилась своими волевыми и решительными героинями, верящими в светлое будущее. Актриса умерла в самом расцвете сил – в 39 лет. 21 июня ей исполнилось бы 82 года. К этой дате вспомним ее самые яркие роли.
Изольда Васильевна Извицкая родилась в Дзержинске в семье учительницы Марии Степановны и инженера-химика Василия Герасимовича Извицких 21 июня 1932 года. Имя свое получила в честь героини эпоса «Тристан и Изольда». С детства мечтала быть артисткой, и ее мечта осуществилась, когда она поступила во ВГИК, который окончила в 1954-м. К этому времени дебютировала в кино. Ее первой ролью стала Настенька из шпионского фильма «"Богатырь" идет в Марто» (1954).
А свою первую главную роль актриса получила в комедии «Доброе утро» (1955). Ее героиня Маша Комарова – водитель, подруга бригадирши Кати.
Знаменитой Изольда проснулась после военной драмы «Сорок первый» (1956), где сыграла главную героиню Марютку, лучшего стрелка партизанского отряда. Неграмотная, наивная крестьянская девушка, поверившая в революцию и светлое будущее, мстит врагам своего народа. Имея на счету сорок метких выстрелов в цель, она и на этот раз не промахнулась. 41-й предназначен ее возлюбленному – белогвардейскому офицеру, с которым она сблизилась, конвоируя его в штаб. Выжившие после сильного шторма, они теперь должны сделать нравственный выбор. Актриса великолепно передала облик хрупкой девушки и вместе с тем сильной женщины, способной на глубокие чувства.
В киноповести «Неповторимая весна» (1957) актриса сыграла археолога Анну Бурову, которая вместе с мужем отправляется на раскопки в Среднюю Азию, в самый эпицентр чумы.
В драме «Отцы и дети» (1958) Изольда Васильевна сыграла молодую крестьянку Фенечку из имения Кирсановых, родившую ребенка от хозяина Николая Петровича, отца Аркадия. Это нежное создание понравилось Базарову, который сказал ей, что «все умные дамы на свете не стоят вашего локотка», да и сама она испытывала симпатии к этому странному лекарю. Но ее всепоглощающая любовь к барину оттесняет все другие чувства.
В киноповести «Человек с будущим» (1960) Извицкой принадлежит роль Лели, выпускницы мединститута, одноклассницы фанатичного изобретателя Ивана Кондакова.
В 4-серийной военной драме «Вызываем огонь на себя» (1964) актриса предстала в образе партизанки Паши Бакутиной. Ее героиня, первая красавица в поселке, в годы войны ходит замарашкой, чтобы фашисты не обращали внимания. Но став Беленой, она надевает самые лучшие наряды, чтобы привлечь внимание полицаев и выпытать ценные сведения. Рискуя собственной репутацией, она играет роль кокетки, заигрывая с фрицами, польскими приспешниками и готова, «если дело потребует, даже вино пить и целоваться…»
Последней ролью Извицкой стала Женя из мелодрамы «Каждый вечер в одиннадцать» (1969).
У Изольды Васильевны были проблемы с алкоголем, и смерть ее была трагической. В конце февраля 1971 года актрису нашли бездыханной на кухонном полу в ее маленькой московской квартирке. Похоронена на Востряковском кладбище.
Автор: Наталья Ханина