Музей Орсе - самый значительный музей Франции после Лувра. Здесь собрана богатейшая коллекция работ художников практически одного 19-го столетия. Сегодняшнее здание - это бывший вокзал, спроектированный Виктором Лалу к всемирной выставке 1900 года для железнодорожной ветки Париж-Орлеан. В 1971 году Жорж Помпиду, который на тот момент был президентом Франции, высказал идею о преобразовании вокзала в музей. В 1986 году музей открылся. Музей Орсе пополнялся из самых различных источников. Сюда привозили предметы искусства из Лувра, Люксембургского дворца, Малого дворца, а также галереи Жё-де-Пом. Некоторые экспонаты были подарены музею частными коллекционерами...
Видите, циферблат часов слева на фото. Сейчас попробуем туда забраться...
Итак мы у окошка, где расположен циферблат часов музея Орсе. Отсюда потрясающий вид на Лувр, расположенный на противоположном берегу Сены.
На этом фото внутренний вид музея со стороны Сены и его прекрасный интерьер с кессонным потолком и стеклянной крышей.
**************
Переходим к картинам музея. Начнем с Ренуара.
Ренуар. "Бал в Мулен де ла Галетт". (Этот шедевр импрессионистской живописи был задуман для изображения танца под открытым небом. Эту картину Ренуар рисовал в ресторанчике с танцевальным залом в верхней части Монмартра недалеко от своего дома. Световые пятна, пронизывающие картину, передают ощущение движения и жизни.)
Ренуар. "Обнаженная в солнечном свете". (Здесь Ренуар использовал тот же прием световых пятен)
Ренуар. "Молодые девушки за пианино".
Ренуар. "Купальщицы".
Ренуар. "Обнаженная на подушках".
Ренуар. "Габриэль с розой". (В последнем периоде творчества любимой моделью Ренуара стала Габриэлль Ренар, кузина его жены, впервые появившаяся в их доме в 1895 году, чтобы нянчить их первенца, Жана. Она появляется на картинах Ренуара чаще всех других. Чаще приглашенных и профессиональных натурщиц, чаще, чем жена художника.)
Ренуар. "Танец в городе". (Женщина, позировавшая для картины — Сюзанна Валадон, в то время натурщица Ренуара, впоследствии ставшая известной художницей. Валадон - женщина очень интересной судьбы, достойная отдельного рассказа. Позирующим мужчиной был Поль Лот - близкий друг Ренуара, искатель приключений, журналист и писатель.)
Ренуар. "Танец в деревне". (Женщина, позировавшая для картины — Алина Шариго, будущая жена Ренуара, а позирующим мужчиной был Поль Лот.)
Ренуар. "Материнство". (Картина появилась благодаря зарисовкам художника своей жены Алины, кормящей ребенка, когда они вместе пребывали в ее родной деревушке)
Ренуар. "Туалет. Девушка, расчесывающая волосы."
Ренуар. "Альфонсина Фурнез".
**************
Теперь Эдуард Мане. Кстати, в мое присутствие в музее Орсе отсутствовала знаменитая его картина "Олимпия". О чем предупредительно свидетельствовала табличка. Но эта работа гастролировала относительно недавно у нас в Пушкинском, что было своего рода сенсацией. Об этом приезде картины рассказывал здесь
https://www.liveinternet.ru/users/handbalancing/post391280570/
А сейчас о некоторых других работах Эдуарда Мане в музее Орсе.
Э.Мане "Огюст и Эжени Мане, родители художника, Мане".
Э.Мане. "Белые пионы".
Э.Мане. "Лола из Валенсии".
Э.Мане. "Флейтист" (Вот что сказал об этой картине Эмиль Золя: "На сером светящемся фоне выступает фигура юного музыканта в будничной форме — красные брюки и пилотка; он играет, стоя лицом к зрителю. Выше я сказал, что таланту г-на Мане присущи простота и точность, и сказал я это именно по впечатлению, которое осталось у меня от этого полотна. Не думаю, чтобы кому-нибудь удалось достигнуть большего эффекта при помощи столь несложных средств.")
Э.Мане. "Дама с веерами. Портрет Нины де Каллия"
Э.Мане. "Блондинка с обнаженной грудью".
Э.Мане. "Эмиль Золя".
Э.Мане. "Мадам Мане за пианино"
Э.Мане "Балкон" (На картине изображены художница Берта Мориозо (слева), с которой у мастера были сложные романтические отношения, известная скрипачка Фанни Клаус, член знаменитой «банды Мане» Антуан Гийеме и Леон Коэлла, внебрачный сын художника)
Э.Мане. "Берта Моризо с букетом фиалок" (Здесь как и на предыдущей картине, изображена приятельница художника Берта Моризо, которая, кстати, приходится внучатой племянницей Фрагонару).
Э.Мане. "Завтрак на траве". (Картина, вызвавшая в свое время большой скандал. Из-за сюжета, признанного аморальным и провокационным, к тому же написанного в едином стиле жесткой непосредственности, Мане стали называть "примитивистом" новой живописной эпохи).
**************
Переходим к Клоду Моне.
К.Моне "Завтрак на траве" (Моне создал эту картигу под впечатлением одноименной картины Эдуарда Мане. Находясь в тяжёлом материальном положении, в 1878 году художник в качестве залога просроченной задолженности оставил неоконченный «Завтрак на траве» арендодателю дома, который он снимал вместе с семьёй. Через несколько лет, когда Моне выкупил картину и попытался продолжить работу, некоторые ее части были испорчены влагой, поэтому художник просто отрезал поврежденные части полотна, тем самым он отсек большую часть своей задумки, оставив лишь две части, которые на сегодняшний день находятся в Орсе. Кстати, набросок этой картины хранится в Москве, в изобразительном музее имени Пушкина.)
К.Моне "Размышление. Мадам Моне на диване". (На картине позировала первая жена художника Камилла Донсье Это его настоящая любовь и муза. Ее роль можно справедливо назвать решающей в успехе Клода Моне. Образ любимой воплотился в его многочисленных картинах. История их любви послужила основой для романа Эмиля Золя «Творчество». Камилла была одной из самых желанных моделей среди французских импрессионистов (она также была музой Пьера Огюста Ренуара и Эдуарда Мане). Во взгляде Камиллы было то беззащитное, отчаянное и обезоруживающее выражение печальной девушки, что приковывало внимание многих зрителей.)
К.Моне "Камилла на смертном одре" (Клод Моне боготворил свою жену и он готов был писать ее бесконечно. Молодая семья жила в удручающей бедности. Моне не мог расплатиться с кредиторами, и вынужден был соскабливать краску со своих старых картин, чтобы на тех же холстах продолжать работу. У Камиллы был мягкий характер, она одинаково ровно принимала взлеты и падения в карьере своего супруга. В тяжелые времена она не сетовала на холод в нетопленной квартире и скудный рацион, состоявший лишь из черствого хлеба и молока. Но тяжелая жизнь все-таки подорвала здоровье супруги. После рождения второго ребенка Камилла заболела раком и умерла. Когда Камилла умерла, Клод был вне себя от горя. Вглядываясь в любимое лицо, он заметил, как меняются его краски, как превращаются из голубых в серые и даже желтые тона. Инстинктивно, не осознавая того, что делает, Моне взял кисть и стал набрасывать последний портрет Камиллы. Он проклинал себя, ругал плакал, но все равно писал. Так появилось одно из самых волнующих его произведений. Настоящий шедевр!)
К.Моне "Пруд с водяными лилиями, зелёная гармония. Японский мостик" (Серию картин "Японский мостик" Моне написал в Живерни в Верхней Нормандии в своём саду. Серия является лишь малой частью знаменитой серии "Водяные лилии")
К.Моне "Голубые водяные лилии"
К.Моне "Руанский Собор. Западный Портал. Туманная Погода" (Работа из серии более 20 картин, представляющих собой различные виды собора в зависимости от времени дня, года и освещения, написанные художником в 1890-х годах.)
К.Моне "Лондон. Парламент. Солнце пробивающееся сквозь туман." (Работа из серии картин с видом здания Парламента в Лондоне. Серия создана в период 1899—1905 годов; всего в этой серии известно 19 картин)
К.Моне. "Женщина с зонтиком. Этюд фигуры, смотрящей налево"
К.Моне "Завтрак"
К.Моне "Маки" (Одна из самых известных работ Моне. Внизу холма с маками изображены жена Камилла и сын Жан. Камилла традиционно изображена с зелёным зонтиком, так же как и на картине “Женщина с зонтом”. Наверху на пригорке – другая пара женщины и ребёнка, для которых скорее всего также позировали Камилла с сыном.)
**************
В завершение немного Сезанна.
Поль Сезанн. "Портрет мадам Сезанн"
Поль Сезанн. "Гора Святой Виктории". ( Картина из серии картин Поля Сезанна, посвящённая одноимённой горной гряде в окрестностях Экс-ан-Прованса. В общей сложности насчитывается 87 работ Сезанна на данный сюжет. Поль Сезанн как раз родился в этих местах, в городе Эссексе, поэтому это один из любимых сюжетов художника. Несоответствие современного пейзажа горы Сент-Виктуар, обезображенного промышленными объектами, классическому её образу, знакомому по полотнам Сезанна, обыграно Вимом Вендерсом в одной из сцен фильма «За облаками» (сцена с Марчелло Мастроянни и Жанной Моро). )
Поль Сезанн. "Натюрморт с яблоками и апельсинами" (Сезанна понимала горстка художников и несколько любителей-коллекционеров, а любили и того меньше. Если бы кому-то взбрело сейчас в голову купить одно яблоко Поля Сезанна, этот безумец все равно должен бы был быть миллионером. Сезанн обожал яблоки: они долго хранились и не портились, они не шевелились, не чесались, не вздыхали и не нарушали задуманную композицию. Под них легко можно было подложить монетки в один или два су – и расположить на скатерти в нужном ракурсе. Ни жену, ни сына, ни друзей, ни даже себя Сезанн не писал так часто, как яблоки. «Я хочу поразить Париж с помощью яблока», - говорил художник.)
Поль Сезанн. "Сидящий крестьянин"
Поль Сезанн. "Игроки в карты" (Полотно из сери пяти картин, написанных в период 1890—1895 годов. Картины отличаются между собой по количеству изображенных игроков и размеру. Четыре картины хранятся в музеях Европы и Америки, пятую картину купил в 2011 году эмир Катара за рекордную сумму того времени 250 млн долларов. В отличие от многих своих друзей-художников, сомневающихся в ценности собственных работ, Сезанн периодически отчетливо чувствовал, а иногда и заявлял вслух, что он гений и что его картины начнут понимать сильно нескоро после его смерти.)