Пинакотека Брера – одна из крупнейших картинных галерей Милана и один из самых известных музеев в Европе. Сегодня в Пинакотеке хранится одно из лучших собраний живописи Северной и Центральной Италии, в котором выделяются такие шедевры, как «Обручение Марии» Рафаэля Санти, «Ужин в Эммаусе» Караваджо, уникальная благодаря своему художественному решению работа Андреа Мантеньи «Мертвый Христос», тонкая и лиричная «Пьета» Джованни Беллини, визитная карточка Пинакотеки — «Алтарь Монтефельтро» Пьеро делла Франческа, а также произведения Тициана, Тинторетто, Витторе Карпаччо, Рубенса, Ван Дейка и многих других.
Пинакотека расположена в барочном дворце Брера, построенном в конце XVI — начале XVII века, где также размещается Миланская академия художеств (Академия Брера).
При входе - большой двор, образец ломбардского барокко, где по центру стоит бронзовая статуя Наполеона в одеждах Марса скульптора Кановы (19 в.). Основателем этого музея является Наполеон, по указу которого музей был создан в 1811-м году.
Джованни Беллини. "Греческая Мадонна" (Около 1460–1470)
Джованни Беллини. "Пьета". (В работах этого венецианского мастера божественное начало окрашено человеческими чувствами и переживаниями, и оттого во всем сквозят нежность и тоска, что можно видеть на примере данной хрестоматийной картины.)
Джентиле и Джованни Беллини. "Святой Марк проповедует на площади в Александрии Египетской" (1504–1507). (В группе справа стоит увенчанный лавровым венком Данте Алигьери: его присутствие здесь можно объяснить тем, что в годы написания работы венецианцы завоевали часть городов на адриатическом побережье, в том числе и Равенну, где похоронен поэт.)
Андреа Монтенья. "Мертвый Христос". (Известность произведению принесло в первую очередь оригинальное композиционное решение. Тело лежащего на камне Христа изображено в необычном ракурсе: не параллельно, а перпендикулярно горизонтальной оси. Смелость и сложность такого решения неожиданны для искусства Раннего Ренессанса)
Витторио Карпаччо. "Введение Марии во храм" (1505). (Очаровательная работа венецианского мастера... Живопись Витторе Карпаччо принадлежит к той линии венецианского искусства, которую до него развивал Джентиле Беллини, а после — Паоло Веронезе. Речь идет о ярких, повествовательных картинах, в которых религиозные сюжеты трактуются близко к светским полотнам).
Тициан. "Святой Иероним" (1555).
Паоло Веронезе. "Тайная вечеря" (Христос на картине слева сбоку, никаких нимбов, только слабый свет вокруг головы.)
Паоло Веронезе. "Крещение и искушение Христа"
Паоло Веронезе.
Паоло Веронезе. "Пир в доме Симона"
Картина огромная, рассмотрим по частям.
Якопо Тинторетто. "Нахождение тела Святого Марка". (По заказу Большой Скуолы Святого Марка Тинторетто написал сцены из жизни небесного покровителя Венеции. Воплощен сюжет, связанный с историей обретения венецианскими купцами в катакомбах египетской Александрии — города, где святой Марк нес епископское служение и принял мученическую кончину, а теперь оказавшегося под властью мусульман, — его тела, которое нашедшие тайно вывезли на свою родину).
Якопо Тинторетто.
Якопо Пальма Старший Негретти.
Парис Бордоне. "Крещение Христа" (Парис Бордоне, выходец из Тревизо, ученик знаменитого Тициана).
Парис Бордоне. "Святое семейство"
Лоренцо Лотто. "Пьета" (Написана для алтаря церкви Сан-Паоло в Тревизо. Композиция данной работы, не встречающаяся у других венецианских мастеров, развивается в двух направлениях: по горизонтали, которая создается лежащим на коленях Богоматери телом Христа, и вертикали, словно поднимаясь ввысь вместе с фигурами Марии и поддерживающего Ее святого Иоанна Евангелиста.)
Симоне Петерцано. "Венера, Купидон и Сатир". (О картинах в церкви Сан Фиделе и Сан Маурицио этого художника, учителя Караваджо, уже упоминалось в двух предыдущих сообщениях).
Бернардино Луини. "Фрески". (О фресках Луини , ученика Леонардо да Винчи, в церкви Сан Маурицио - подробно в предыдущем сообщении).
Донато Браманте. "Фрески" (Хорошо известен как архитектор. С его именем связаны работы по возведению церкви Санта Мария делле Грация и церкови Санта Мария прессо Сан Сатиро в Милане)
Донато Браманте. "Христос у колонны" (около 1490)
Кореджо.
Рафаэль Санти. "Обручение Девы Марии". (По своему композиционному решению она почти повторяет воплощение данного сюжета в одноименной работе своего учителя художника Пьетро Перуджино и кстати перекликается со знаменитой перуджининской фреской "Вручение ключей апостолу Петру" в Ватикане).
Пьеро делла Франческа. "Алтарь из Бреры (Алтарь Монтефельтро)" (Около 1472). ( Пространство, созданное художником, умозрительно и одновременно реально: оно виртуозно придумано и четко выстроено, недаром Пьеро делла Франческа был еще и математиком. Фигуры благодаря их лапидарности и монументальности «архитектурны» и существуют по тем же законам, что и храм. Отсюда — ощущение космичности изображенного, единой, пронизывающей все здесь божественной воли.)
Гвидо Рени. "Апостолы Петр и Павел"
Караваджо. "Ужин в Эммаусе". (Сюжет основан на описанной в Евангелии от Луки истории, которая произошла с учениками Христа на третий день после Распятия. Когда они направлялись в Эммаус и печалились о том, что Иисус умер на кресте, Он приблизился к ним и пошел рядом, но не был узнан. И только после того, как в одном из домов все они приступили к трапезе и таинственный спутник, благословив хлеб, преломил его, ученики узнали Спасителя).
Аннибале Каррачи. "Христос и Самарянка". (Сюжетом для картины послужила евангельская история: Христос, проходя через Самарию, присел у колодца и попросил воды у подошедшей самарянки, что ее удивило, «ибо Иудеи с Самарянами не сообщаются. Иисус сказал ей в ответ: если бы ты знала дар Божий, и кто говорит тебе: „дай Мне пить“, то ты сама просила бы у Него, и Он дал бы тебе воду живую». Спаситель открыл женщине, кто Он, и многие самаряне вместе с ней уверовали в Него).
Джулио Прокаччини. "Мистическое обручение святой Екатерины" (Около 1615). (О работах художника в церкви Сан Фиделе уже говорилось в предыдущих сообщениях).
Даниэле Креспи. "Тайная вечеря".
Аньоло Бронзино. "Портрет Андреа Дориа в образе Нептуна" (1550–1555). (Бронзино написал портрет-аллегорию, придав представителю знатной генуэзской фамилии, бравому адмиралу Андреа Дориа, образ Нептуна, бога морей, коих заказчик полотна избороздил немало.)
Рубенс. "Тайная вечеря".
Антонис Ван Дейк. "Портрет Маргариты Лотарингской" (1634-35)
Антонис Ван Дейк. "Мадонна с Младенцем и святым Антонием Падуанским" (1629). ( Ван Дейк (лучший ученик Рубенса) обратился к часто встречающемуся в барочной живописи сюжету — видению, посещающему святого. Антонию Падуанскому явилась Мадонна, держащая на коленях маленького Христа, который тянется к щеке склонившегося перед ними святого и гладит ее пухлой ручкой).
Каналетто. "Вид на залив святого Марка"
Каналетто. "Вид на Большой канал, Венеция".
Жан Баттист Тьеполо. "Искушение святого Антония".
Джакомо Черути. "Сидящий мальчик-носильщик с корзиной" (Около 1745).
Франческо Хайес. "Разжалование дожа Франческо Фоскари" (1844). (Пинакотека Брера имеет наиболее полное собрание работ этого художника 19 века. Эстетика романтизма, представителем которого был Франческо Хайес, основывалась на яркости, образности и при этом языке полунамеков.)
Франческо Хайес. "Одалиска" (1839 г.)
Франческо Хайес. "Купание Вирсавии". (1842 г.)
Франческо Хайес. "Меланхолия" (1842 г.)
Франческо Хайес. "Поцелуй" (1859 г.) (Автор «Поцелуя» не показал лиц героев, чтобы полнее передать напряжение страсти, а момент тайны усилил тем, что изобразил в проеме слева человеческую тень.
Эта картина тоже своего рода визитная карточка Пинокотеки Брера и гордость миланцев. Для того, чтобы продемонстрировать реалистичность запечатленного на картине, работники музея приложили материал схожий с материалом платья, изображенного на картине).
Для того, чтобы продемонстрировать реалистичность запечатленного на картине Франческо Хайеса "Поцелуй", работники музея приложили материал схожий с материалом платья, изображенного на картине.
Джироламо Индуно. "Плохое предчувствие" (1862 г.) (Картина необыкновенна своей реалистичностью. Ну а главное, обращает внимание висящая на стене картина опять же Франческо Хайеса "Поцелуй").
(Описание некоторых картин галереи Брера
https://www.libfox.ru/592029-i-kravchenko-pinakoteka-brera.html#book)