Саграда Фамилия или Храм Святого Семейства - один из самых известных храмов в мире, начатый строиться великим архитектором Антонио Гауди в Барселоне в 1883 году и строящийся до сих пор. По решению инициаторов строительства храма финансирование работ должно выполняться исключительно за счёт пожертвований прихожан. Несмотря на отличительный признак собора по его грандиозным башням высотой около 100 м, доминантой архитектурного ансамбля призван стать монументальный, пока еще не построенный купол высотой 170 м. Окончание строительства храма планируется к 2025 году.
Мы у восточного – Рождественского фасада церкви Саграда Фамилия. Единственного фасада храма, законченного при жизни Антони Гауди. Гауди начал строить Саграда Фамилия с восточного фасада Рождества совершенно осознанно. Начинать с фасада Страстей он не решился. Считал, что жестокость сцен Страстной недели может отпугнуть жертвователей. Фасад Рождества посвящен Иисусу – Сыну Божиему и Сыну Человеческому. Его появлению на свет и жизни до начала служения. Гауди рассказывает тут, как именно Бог становится человеком. То есть объясняет верующим мистерию инкарнации.
Фасад Рождества делится на три портала. Центральный – портал Милосердия, или портал Иисуса. Слева от него – портал Надежды, он же портал Иосифа. А справа от центрального – портал Веры, или портал Марии.
Порталы разделяют две высокие колонны.
Базы этих колонн – каменные черепахи. Одна черепаха морская, другая сухопутная, но каждая символизирует неминуемый и неостановимый ход времени.
Капители колонн – пальмовые листья. Именно ими народ встречал Иисуса, входящего в Иерусалим. А на колоннах два трубящих ангела возвещают рождение Христа.
Главная сцена портала Милосердия – Рождение Иисуса. Она венчает колонну, которая разделяет Центральные врата. Под основанием колонны – раздавленная голова змея, а на самой колонне начертаны – имена предков Иисуса. Младенец родился в яслях, которые были в пещере, поэтому портал Милосердия тоже похож на пещеру. А рядом с Марией и Иосифом – обязательные ослик и бык.
Выше Рождения в зените стоит каменная Вифлеемская звезда. Именно на ее свет шли волхвы и пастухи, для того чтобы поклониться новорожденному Спасителю. Выше звезды – архангел Гавриил сообщает коленопреклоненной Марии благую весть. А над сценой Благовещения в нише – изображения рождественских созвездий: Козерог, Телец, Близнецы, Рак, Лев и Дева. Ниже Вифлеемской звезды и по сторонам от ее луча – ангелы, играющие на разных музыкальных инструментах.
Волхвов Гауди изобразил немного ниже Рождества и слева от него.
Пастухов – на том же уровне, но справа.
Сцена коронования Марии – царицы неба и земли – помещена над Благовещением. И коронование – тоже в пещере. Причем пещера обрамлена камнями, очень похожими на склоны скалы, на которой стоит монастырь Монсеррат. Выше над Коронованием начертана латинская анаграмма JHS, означающая «Иисус спаситель людей». А еще выше – зеленый кипарис и белые голуби.
Кипарис на портале Милосердия часто трактуют как рождественское дерево. Однако его символическая нагрузка глубже. Кипарис в данном случае – символ вечности и вечной жизни. Голуби на кипарисе – это души, стремящиеся соединиться с Богом через Христа. Жертвенная любовь Иисуса представлена пеликаном, сидящим под древом вечности. Пеликана, кормящего птенцов мясом, вырванным из собственной груди, с земли не видно. Но можно разглядеть ангелов, собирающих жертвенную кровь в кубки.
Центр композиции нижнего яруса портала Надежды – Иосиф с ребенком Иисусом. Вокруг них изображены атрибуты плотницкого ремесла. По обе стороны – родители Марии, Иоаким и Анна. Слева – Бегство в Египет. Справа – Избиение младенцев. Здесь интересно, что все статуи – на самом деле скульптурные портреты. Гауди делал гипсовые отливки с птиц, зверей и людей, а потом воспроизводил их в камне. Так что все фигуры портала, даже младенец Иисус, – копии живых людей.
В среднем ярусе портала Надежды, и тоже как будто в пещере, Гауди поместил сцену обручения Марии с Иосифом в Иерусалимском Храме. Над пещерой Иосиф, покровитель вселенской церкви, правит небольшой лодкой. Лодка как раз и символизирует церковь. Но видна эта композиция плохо.
В портале Веры, или портале Марии можно увидеть несколько скульптурных групп: на правой стороне появляется скульптура Иисуса работника, где он работает плотником; на левой стороне мы видим Посещение, где Мария идёт в гости к своей двоюродной сестре Елизавете, бесплодной и старой, но которая будет беременна Иоанном Крестителем; в центре расположено изображение Иисуса находят в храме, где Иисус, всего двенадцати лет от роду, демонстрирует прекрасное знание Закона Божьего.
Чтобы подойти к фасаду Страстей, для этого обойдем и рассмотрим Саграда Фамилия с северной стороны.
Мы стоим у западного фасада церкви Саграда Фамилия, фасада Страстей.
Гауди спроектировал фасад Страстей в 1911 г. Архитектор намеренно отказался от украшения стен. Только холодный, гладкий, как будто обнаженный камень и скульптурные композиции. Именно на сценах, изображающих последний день земной жизни Иисуса, должен был, по мысли Гауди, сконцентрироваться каждый, кто подойдет к фасаду Страстей.
Воплощал замысел Гауди испанский скульптор Жозеп Субиракс. И это, возможно, был лучший выбор. Его манера – острые грани, изломанные фигуры, трагически искаженные лица действительно самым выразительным образом передают горечь предательства, страх смерти и боль страданий.
Арочный портал фасада Страстей тоже придумал Гауди. Он хотел, чтобы наклонные арки напоминали стволы секвойи. Но в исполнении Субиракса деревья превратились в дьявольский пентакль, костяную руку князя мира сего, которой он до искупительной жертвы держал душу каждого человека.
Сцены Страстей Христовых Субиракс разместил за порталом, на стене церкви. Он выстроил их от Тайной вечери до Положения во гроб в форме латинской буквы S, которая начинается в левом, если стоять лицом к фасаду, углу.
Первая сцена фасада Страстей – Тайная вечеря. (В левом нижнем углу фотографии). Лица и позы учеников выражают смятение. Иуда изображен с кошельком, а за его спиной маленькая собачка – символ преданности. Так, сочетанием образов Субиракс изображает вероломство. На скатерти написано: «То, что должен ты сделать, делай быстрее!» Вход в церковь, расположенный правее Тайной вечери, называется Гефсиманские врата. На них изображен Гефсиманский сад, в котором Иисус молился о Чаше.
Правее Иуда целует Христа. Внизу на стене за Иудой – змей-искуситель. (В правом нижнем углу фотографии)
А рядом с Иисусом – магический квадрат с суммой 33 – возрастом распятия Сына Человеческого. При этом два числа квадрата – 10 и 14 повторяются дважды. В сумме эти числа дадут 48. Это нумерологический корень латинской аббревиатуры INRI (Иисус Назаретянин Царь Иудейский).
Рядом с Иисусом – магический квадрат с суммой 33
Перед Центральными вратами – колонна бичевания. Иисус к ней не только привязан, но и сам обнимает колонну руками. Ведь он терпит мучения добровольно. Сама колонна составлена из 4 блоков. Самый верхний – четвертый немного сдвинут. Это сдвинутый на третий день – день воскрешения – могильный камень. За Иисусом в мраморе статуи есть окаменелость, похожая на пальмовую ветвь. Она проявилась во время работы над статуей, что многими воспринимается как знак.
Слева на фото виден Иуда, целующий Христа со змей-искусителем на стене.

На центральной колонне храмовых врат – две стилизованные буквы: альфа и омега. На створках – текст Евангелия, который рассказывает о двух последних днях жизни Христа. И кроме слов множество других христианских символов – ключ от Рая, лик Иисуса, пеликан, разрывающий грудь. Всего более 8000 букв и знаков.
Справа от Центральных врат сидит плачущий Петр. Он только что трижды отрекся от Христа. Женщина, которая спрашивала Петра, не из попутчиков ли он Иисуса, изображена рядом с кукарекающим петухом.
Понтий Пилат в раздумьях. Он сидит рядом с Иисусом, который коронован терновым венцом. Только что Пилат спросил народ: «Что делать с человеком?» И этот же вопрос Субиракс адресует каждому, кто подходит к храму.
Первая сцена Крестного пути помещена Субираксом во втором ярусе, после первого изгиба S-образного маршрута. Три Марии – Богоматерь, Мария Клеопова и Мария Магдалина – плачут над Христом, упавшим под тяжестью Креста. Симон Киринеянин помогает Иисусу подняться. (Сверху изображена финальная сцена - Оплакивание Христа).
Над Центральными вратами святая Вероника только что утерла кровь и пот Христа, который второй раз упал на пути на Голгофу. И лик его отпечатался на платке. При этом сама Вероника лишена черт лица – ведь Вероника в Евангелиях не упоминается.
Позади нее два воина. Их шлемы повторяют форму дымоходов гаудианского дома Мила. А сам Гауди стоит слева от воинов. Субиракс представляет архитектора как евангелиста – со свитком и пером в руке.
Левее Спаса Нерукотворного – верховой всадник пронзает копьем стену церкви, то есть мистическое тело Христово. Это Лонгин, римский воин, пронзивший своим копьем бок распятого Христа. После Лонгина буква S делает второй поворот на новый ярус.
Наверху следующая скульптурная группа – три стражника, у ног которых лежит Петр с мечом в руке. Он не смог защитить Учителя.
Центральная композиция фасада Страстей- сцена Распятия
Осталось зайти внутрь храма Саграда Фамилия.
Заходим через врата фасада Рождества. Двери украшены листочками, в которых обитают разные насекомые.
При входе струится свет невероятных окрасок, который достигается посредством различных витражей.
В центральном нефе собора Святого Семейства растет целый лес колонн, разветвляющихся в верхней части, как кроны деревьев. Создается ощущение сказочной идиллии.
Внутри храма в крипте захоронен Антонио Гауди. 40 лет жизни он посвятил возведению Сограды Фамилии. Теперь Гауди упокоился в крипте храма, чтобы наблюдать завершение величайшего дела своей жизни - базилики Святого Семейства.