
Микеланджело Буонарроти, полное имя Микела́нджело ди Лодо́вико ди Леона́рдо ди Буонарро́ти Симо́ни (итал. Michelangelo di Lodovico di Leonardo di Buonarroti Simoni; 6 марта 1475, Капрезе — 18 февраля 1564, Рим) — итальянский скульптор, художник, архитектор, поэт, мыслитель. Один из крупнейших мастеров эпохи Возрождения и раннего барокко. Его произведения считались наивысшими достижениями искусства Возрождения ещё при жизни самого мастера. Микеланджело прожил почти 89 лет, целую эпоху, от периода Высокого Возрождения к истокам Контрреформации. За этот период сменилось тринадцать Пап Римских — он выполнял заказы для девяти из них. Сохранилось много документов о его жизни и творчестве — свидетельства современников, письма самого Микеланджело, договоры, его личные и профессиональные записи. Микеланджело также был первым представителем западноевропейского искусства, чья биография была напечатана ещё при его жизни.
Среди самых известных его скульптурных работ — «Давид», «Бахус», «Пьета», статуи Моисея, Лии и Рахили для гробницы папы Юлия II. Джорджо Вазари, первый официальный биограф Микеланджело, писал, что «Давид» «отнял славу у всех статуй, современных и античных, греческих и римских». Одним из самых монументальных произведений художника являются фрески потолка Сикстинской капеллы, о которых Гёте писал, что: «Не увидев Сикстинской капеллы, трудно составить себе наглядное представление о том, что может сделать один человек». Среди его архитектурных свершений — проект купола Собора Святого Петра, лестницы библиотеки Лауренциана, площадь Кампидольо и другие. Исследователями считается, что искусство Микеланджело начинается и завершается изображением человеческого тела


«Битва кентавров» (итал. Battaglia dei centauri; также — «Бой Геркулеса с кентаврами»— мраморный рельеф со сценой кентавромахии, созданный Микеланджело около 1492 года. Этот барельеф относится к первым его известным независимым произведениям (как и «Мадонна у лестницы»), и в нем он нашел себя как скульптора. Вазари описывает его как работу, сделанную «так прекрасно, что тот, кто теперь смотрит на неё, не может поверить, что это работа юноши, а не уважаемого мастера, совершенного в науке и практике искусства». По мнению Эрика Шильяно, в этом барельефе юный скульптор «воплотил заповеди греков и римлян» . Также это первое известное произведение, которое можно считать «non-finito».

«Мадонна Брюгге» — мраморная статуя Мадонны с младенцем Христом, высотой 128 см, выполненная Микеланджело Буонарроти в 1501-04 гг. вскоре после завершения работы над ватиканской «Пьетой». Это единственная статуя Микеланджело, которая еще при его жизни была вывезена из Италии, чтобы украсить церковь Нотр-Дам в городе Брюгге.
Давид. Мрамор. 1501—1504. Флоренция, Академия изящных искусств.
Давид — мраморная статуя работы Микеланджело, впервые представленная флорентийской публике на площади Синьории 8 сентября 1504 года. С тех пор пятиметровое изваяние стало восприниматься как символ Флорентийской республики и одна из вершин не только искусства Возрождения, но и человеческого гения в целом. В настоящее время оригинал статуи находится в Академии изящных искусств во Флоренции.
Едва ли в мире найдётся статуя, которая может сравниться с «Давидом» по количеству копий и слепков. Наиболее известные копии установлены:

«Бахус», Микеланджело, 1496-97, Музей Барджелло, Флоренц

![]()
Восставший (скованный) раб, 1513-16, Лувр.
Пробуждающийся раб
«Рабы» (итал. prigioni — «пленники»), высеченные прославленным итальянским скульптором Микеланджело — цикл знаменитых скульптур, хранящихся в различных музеях Европы, предназначавшихся для неосуществлённого проекта гробницы папы Юлия II в Сан-Пьетро-ин-Винколи (осуществлен «урезанный» вариант проекта).
Надгробие Юлия II
Проект надгробия папы Юлия II существовал в нескольких вариантах. Один из них (2-й) включал статуи рабов, которые должны были находиться на нижнем ярусе. Микеланджело успел закончить 2 из них, и начать 4, когда работа над этим вариантом была остановлена. Окончательный вариант гробницы не включал статуи рабов.
![]()
2-й вариант проекта гробницы
Осуществленный вариант
Моисей для гробницы папы Юлия II

Лия. 1542, мрамор. Высота 1,97 м, Сан-Пьетро-ин-Винколи, Рим, Италия
Лия (итал. Lia) — мраморная скульптура Лии, первой жены Иакова, старшей сестры Рахили, созданная Микеланджело для гробницы папы Юлия II около 1542 г. «Лия» размещена в нише слева от «Моисея».
![]()
Рахиль. 1542, мрамор. Высота 2,09 м, Сан-Пьетро-ин-Винколи, Рим, Италия
Рахиль (итал. Rachele) — мраморная скульптура Рахили, второй жены Иакова, младшей сестры Лии, созданная Микеланджело для гробницы папы Юлия II около 1542 г. «Рахиль» размещена в нише справа от «Моисея».


Скульптура «Скорчившийся мальчик». 1530—1534, Мрамор. Эрмитаж.
«Скорчившийся мальчик» — единственная скульптура Микеланджело в России. Находится на постоянной экспозиции в Государственном Эрмитаже в Санкт-Петербурге. Изготовлена из мрамора в 1530—1534 годах, высота — 54 см. По одной из версий, первоначально скульптура задумывалась для проекта капеллы Медичи в церкви Сан-Лоренцо. Однако вероятнее, она была сделана Микеланджело во время нападения испанцев на Флоренцию в 1529—1530 годах, когда он нашёл убежище в одном из монастырей. Некоторые искусствоведы считают, что в этой скульптуре Микеланджело отразил угнетённое состояние флорентийцев в этот период. «Скорчившийся мальчик» был приобретён Екатериной II в 1785 году.
«Ангел» мрамор. Высота 51,5 см, Базилика Святого Доминика, Болонья
«Ангел с канделябром» ( также — «Ангел с подсвечником», «Ангел со светильником») — небольшая мраморная статуя, созданная Микеланджело ок. 1494 −1495 гг. для гробницы Святого Доминика в Болонье. «Ангел» — одна из трех статуй, которых Микеланджело сделал для гробницы.

Святой Павел. ок. 1501—04 гг., мрамор. Высота 124 см, Сиенский собор, Сиена
«Святой Павел» (итал. San Paolo) — одна из четырех мраморных статуй, созданных Микеланджело ок. 1501 −1504 гг для алтаря Пикколомини Сиенского собора . По мнению Герберта фон Айнема, эта статуя — возможный автопортрет самого скульптора в молодости, тогда как Павел на фреске «Обращение Павла» — его портрет в старости.
![]()
«Тондо Питти» мрамор. Высота 85,5 см , Барджелло, Флоренция, Италия
Тондо Таддеи, мрамор. Высота 109 см, Королевская академия художеств, Лондон
«Мадонна Таддеи» (итал. Tondo Taddei) — круглый мраморный барельеф, созданный Микеланджело ок. 1504 −1506 гг. для Таддео Таддеи. В 1821 году его приобрел Джордж Бомон (англ. George Beaumont), а с 1830 года произведение входит в коллекцию Королевской академии художеств.
![]()
«Христос с крестом» 1519—1521, Мрамор. Высота 205 см, Базилика Святой Марии над Минервой, Рим
Христос с крестом — мраморная скульптура работы Микеланджело, закончена в 1521 году, находится в базилике Святой Марии над Минервой (Рим), слева от главного алтаря.
Статуя была заказана в июне 1514 года римским патрицием Метелло Вари, который поставил условие, что статуя должна изображать обнажённую фигуру с крестом в руках, все остальное он оставил на усмотрение мастера.
![]()
Мадонна Медичи. 1521—1534, мрамор. Высота 2,26 м, Капелла Медичи, Флоренция, Италия
«Мадонна Медичи» (итал. Madonna Medici; также — Мадонна с младенцем) — мраморная скульптурная группа, изображающая Богородицу с младенцем Иисусом, созданная Микеланджело в течение 1521—1534гг. Эта группа была предназначена для Капеллы Медичи.
Мадонна Медичи, по мнению Михаила Либмана, может считаться одним из самых прекрасных образов Богоматери, созданных Микеланджело
![]()
Лоренцо II Медичи. 1526—1534, мрамор. Высота 175 см, Капелла Медичи, Флоренция
«Лоренцо II Медичи»(итал. Lorenzo de' Medici duca di Urbino) — мраморная статуя, изображающая Лоренцо II Медичи, герцога Урбинского, созданная Микеланджело в течение 1526—1534 гг. Статуя входит в композицию надгробия Лоренцо II Медичи в капелле Медичи.
Ещё при жизни Микеланджело статую назвали «il pensieroso» — «созерцательной»
![]()
Надгробие Лоренцо II Медичи
![]()
«Утро» (итал. Aurora; также — «Рассвет», «Аврора»— мраморная статуя, изображающая аллегорию Утра (или Рассвета), созданная Микеланджело в течение 1526—1531 гг. Статуя входит в композицию надгробия Лоренцо II Медичи в капелле Медичи.
![]()
«Вечер» (итал. Crepuscolo) — мраморная статуя, изображающая аллегорию Вечера (или Сумерек), созданная Микеланджело в течение 1524—1534 гг. Статуя входит в композицию надгробия Лоренцо II Медичи в капелле Медичи.
![]()
Ронданини Пьета (1552-64), Камень, 195 см, Кастелло Сфорцеско , Милан
« Ронданини Пьета» - мраморная скульптура, над которой Микеланджело работал с 1552 года до последних дней своей жизни, в 1564 году.
![]()
Гробница Микеланджело Буонарроти в Санта-Кроче
Микеланджело умер 18 февраля 1564 года в Риме, не дожив совсем немного до своего 89-летия.Перед смертью он продиктовал завещание со всей свойственной ему немногословностью: «Я отдаю душу Богу, тело земле, имущество родным».
Папа Пий IVсобирался похоронить Микеланджело в Риме, построив ему гробницу в соборе Святого Петра. 20 февраля 1564 года тело Микеланджело было временно возложено в базилике Санти-Апостоли.
В начале марта тело скульптора было тайно перевезено во Флоренцию и торжественно погребено 14 июля 1564 года в францисканской церкви Санта-Кроче[, недалеко от могилы Макиавелли.
