Сценический костюм Белорусского хореографического ансамбля “Хорошки”
Тридцать пять лет на сцене прославленный Белорусский хореографический ансамбль «Хорошки» под руководством народной артистки, лауреата Государственной премии Республики Беларусь Валентины Гаевой. И все эти годы одной из неизменных составляющих успеха и зрительского внимания, любви к ансамблю как в Беларуси, так и далеко за ее пределами выступают сценические костюмы «Хорошек».
Благодаря творческой смелости и глубине художественного мышления Валентины Гаевой впервые в сценический костюм вошли такие элементы традиционной народной одежды, как свиты, намитки, андараки; было заявлено, что пышные ренессансные и барочные аристократические одеяния, бытовавшие в Речи Посполитой, принадлежат не только польской и литовской художественным культурам, но и являются неотъемлемой формой белорусского исторического костюма.
В ансамбле сформировался уникальный фонд белорусского сценического костюма – это более 5,5 тысяч разнообразных одежд, десятки коллекций, отличных и по художественным приемам исполнения, и по интерпретации исторических и этнических форм. Многие из этих костюмов созданы известными белорусскими художниками и являются самодостаточными произведениями искусства.
Первые костюмы «Хорошек» в 1974 году на основе изучения собрания белорусского народного костюма в Музее этнографии народов СССР в Ленинграде создавала Эмма Смирнова. Принципы внимательного изучения, исследования первооснов были сохранены и следующими художниками: Ларисой Рулевой, Ниной Саркисовой, Еленой Юрьевой и др.
В последнее десятилетия в коллективе сложился замечательный тандем художников по костюмам – Юрий Пискун и Алексей Гаевой. В своем творческом поиске они неизменно следуют национальным традициям и эстетике, прекрасно изучив не только традиционный белорусский костюм, но и одежду всех социальных сословий XVI–XVII столетий – белорусской знати, горожан, жителей городских предместий. Именно Алексеем Гаевым и Юрием Пискуном разработана последняя коллекция костюмов «Хорошек» для новой большой программы ансамбля, которая называется «Белорусы».
Коллекция включает более двухсот разнообразных женских и мужских костюмов для танцоров, музыкантов и певцов – участников грандиозного музыкально-хореографического зрелища, настоящего спектакля, над созданием которого Валентина Гаевая и ансамбль «Хорошки» работали около трех лет. В костюмах для программы Юрий Пискун и Алексей Гаевой смогли создать волшебный калейдоскоп белорусского эпоса, в котором опоэтизированные образы седой старины, белорусской природы, зимнего леса меняются драматическими – образами солдатских вдов последней войны; точные этнические костюмы «волочобников» сосуществуют со сказочными одеяниями людей-птиц и рафинированной квинтэссенцией стилизованного национального праздничного костюма.
Стремясь максимально выразительно и точно выявить в костюме визуальный образ, соответствующий замыслу хореографа, драматургии и пластике постановки, художники непосредственно «доводят» свой замысел да материального воплощения – делают рисунки для ткачества и вышивки, осуществляют подбор тканей, разрабатывают конструкцию, технологию исполнения, корректируют примерки и то, как артисты должны одевать костюм, приводят коллекцию к единому стилю, свойственному отличному визуально-пластическому образу «Хорошек».
Все костюмы ансамбля – эксклюзивные и рукотворные. Они – итог внимательной творческой работы сотен исполнителей: конструкторов, закройщиков, швей, ткачих, вышивальщиков, мастеров соломоплетения. «География» предприятий, мастерских, которые принимали участие в исполнении костюмов «Хорошек» охватывает всю страну. В Минске – это и прославленная «Скарбница», и УП «Театральные мастерские», и художественно-производственный комбинат Союза театральных деятелей Беларуси; частные мастерские «Дизайн-гафт», «Вентер», «Леди Шарм», С.М. Устинович; художественная фабрика «Мастра»; в Борисове – комбинат декоративно-прикладного искусства; фабрики народных ремесел в Бобруйске, Слуцке, Верхнедвинске, Ивенце. Благодаря им костюмы ансамбля всегда отличаются самым высоким качеством исполнения, точностью воплощения творческого замысла художника и использованием аутентичных приемов декоративного оформления, свойственных белорусскому народному костюму, ткачеству, вышивке.
На выставке в Национальном художественном музее Республики Беларусь представлена только небольшая часть костюмов, созданных Юрием Пискуном и Алексеем Гаевым в ансамбле «Хорошки» за последние двадцать лет.
Алексей Николаевич Гаевой (1965 г.р.). В 1989 г. окончил Белорусский государственный театрально-художественный институт, отделение монументально-декоративного искусства. Живописец, иконописец, художник по костюму. Успешно выставляет свои произведения в Беларуси, Франции, Бельгии, Испании. Сотрудничает с ансамблем «Хорошки» с 1996 г.
Юрий Александрович Пискун (1955 г.р.). В 1980 г. окончил Белорусский государственный театрально-художественный институт, отделение станковой живописи. Доцент Белорусской государственной академии искусств, живописец, художник по костюму, историк белорусского искусства, ученик прославленного исследователя белорусского народного костюма Михаила Романюка. Сотрудничает с ансамблем с 1983г.
http://artmuseum.by/ru/vyst/proshedshie-vyistavki/horoshki