"Чертог Твой вижду, спасе Мой, украшенный,
а одежды не имею – войти в него".
"Не великое - видеть Ангелов,
великое - видеть собственные грехи".
(Св. Антоний Великий)
– Когда будет кончина века? – спрашивают Господа. - Никто не знает; только один Отец Мой... Да и "не ваше дело знать времена или сроки, которые Отец положил в Своей власти" (Деян. 1:7)
Весьма примечательно, что ожидание конца мира распространилось по всему миру, и неправославному… Душа человеческая по всему миру почувствовала собственное умирание: нечем жить ей становится. Тело "обожествилось"…
(Вениамин Федченков, митр.)
Св. Тихон Задонский видел в некоем состоянии Божию Матерь с свв. апп. Петром и Павлом; между прочим, спрашивал их о конце мира. Св. ап. Павел промолвил: "Когда будут говорить: "мир и безопасность", тогда внезапно постигнет их пагуба" (1 Фее. 5:3).
----------- ----------
Св. Антоний Великий размышлял о "глубине домостроительства Божия и судов Божиих, помолился и сказал: Господи! Отчего некоторые из человеков достигают старости и состояния немощи; другие умирают в детском возрасте и живут мало? Отчего одни – бедны, другие – богаты? Отчего тираны и злодеи благоденствуют и изобилуют всеми земными благами, а праведные угнетаются напастями и нищетою?". Долго был он занят этим размышлением и пришел к нему глас: "Антоний! Внимай себе и не подвергай твоему исследованию судеб Божиих; потому что это душе вредно"
(Вениамин Федченков, митр. О конце мира. Письмо 1.)
----------- ---------
Болезнь Евы
Все эта несчастная болезнь Евы: "Будете яко боги", "все узнаете" тайное... А нужно-то было: послушание Господу, да обрабатывание Рая... За любопытство же изгнаны были оттуда...
(Вениамин Федченков, митр. О конце мира. Письмо 3.)
-------- --------
"Раскрывать печати – дело не наше,
а Самого же Господа..."
И признаюсь: мне странными и легкомысленно-дерзкими кажутся люди, воображающие, что они не только знают необходимое и существенное, но еще и устремляются в запрещенное, и для всех таинственно закрытое... Но вольному – воля! А мне – не по пути с ними! Да они и сами отвергают таких... Если же и пишу, то для Вас, а не для них....
Возражение Ваше (точнее – их) лишь одно... И весьма слабое, видится мне. "Блажен читающий и слушающий"... Ну, подумайте: разве же это возражение против нас? Разве мы отрицаем чтение? Церковь даже установила читать Апокалипсис в монастырях – но не в храмах (это очень примечательно: значит, Церковь не желает у всех поднимать вопросы), а за трапезой, вместо обычных житий святых (кажется, Великим Постом). Всегда читал его русский народ. Усиленнее теперь читают в России.
Очень полезно читать и эмиграции. Но именно "читать и слушать", а не сказано "высчитывать" сроки (вопреки ясному и решительному слову Божию! Что за дерзость стала у людей! Называются христианами, а Христа Господа не слушают!)... Даже не сказано: "растолковывать", а лишь "читать и слушать".
Я – по легкомыслию молодости – тоже пытался – но никак не считать! – а лишь протолковывать существенные и более доступные места из Откровения (в Симферополе); но и то старался держаться литературы (Сборник Барсова, Толк. Св. Андрея Крит. и нек. друг.)[12].
Раскрывать печати – дело не наше, а Самого же Господа (см. Откр. 5:4-5, 6:1-3). Поэтому не только отдельным членам, но и всей Церкви (Откр. 5:2-3) не под силу раскрывать заранее – закрытое. А только история, руководимая Самим Господом (а следовательно, Он Сам – в действиях истории), раскрывает эти печати с тайн... Но и опять – не с лет, а лишь с событий.
Поэтому если бы и целый Собор стал касаться этого предмета, то он мог обсуждать лишь какие-либо принципиальные и общие вопросы (хилиазм, отношение к "арифметическому богословию" новоизмышленному и т.п.), а никак не детали текста, и уж тем более не дерзнул бы "считать" сроки, если только он был бы под руководством Святого Духа и хотел слушать Главу Своего Христа Господа. Поэтому и Вы неправильно думаете, написав: "Такие вопросы могут быть решаемы лишь соборно, всею Церковию"... Не будет она заниматься грешным и запрещенным делом. Тем более что этот вопрос уже был в Церкви – и ею отвергнут. А основной Закон Церковных постановлений: не пересматривать и не перерешать прошлого (и именно догматического, вероучительного), что было решено. Это я знаю точно по Деяниям Собора.
(Вениамин Федченков, митр. О конце мира. Письмо 3.)
-------- -------
В Слове Божием совершенно ясно запрещается это исчисление... Правда, заповедуется по прозябающим почкам смоковницы заключать о наступающей весне вообще; но недели ее неизвестны. Например, сейчас у нас здесь зацвели сливы... И вдруг второй день морозы... Другие деревья, заготовившие почки, приостановились... Но понятно, разница может быть во времени лишь: дни, недели... Весна же неотвратима... Так и с вопросом о конце мира.
– Когда будет кончина века? – спрашивают Господа. - Никто не знает; только один Отец Мой... Да и "не ваше дело знать времена или сроки, которые Отец положил в Своей власти" (Деян. 1:7)...
Не знаю: может ли быть более ясное и решительное запрещение высчитывать сроки?.. Прямой грех! Дерзкое противление Слову Господа! И как люди не страшатся высчитывать сроки?
Но если даже думать и об общих (а не точных) данных – и тогда нельзя быть уверенным, что ожидания несомненны; в частности, о России. Даже если допустить, что она сама кончается, что для нее пришел "конец мировой истории", как было подобное с Грецией, то никто не может отрицать, что на развалинах ее загорятся новые христианские страны Азии, как мы, славяне, загорелись при потухавшей уже культуре Греции.
Но если бы этого и не случилось, и тогда все равно никто не должен дерзать устанавливать сроков. 5-20-50-100 лет – это все цифры для истории весьма незначительные.
И преп. Серафим, на которого любят ссылаться ожидатели и искатели годов конца мира, решительно отклонил от себя ответ на данный вопрос. Когда один брат предполагал спросить его о времени второго пришествия, то прозорливый угодник сам предупредил его:
"Радость моя! Ты много думаешь об убогом Серафиме: мне ли знать, когда будет конец миру сему и тот великий день, в который Господь будет судить живых и мертвых и воздаст каждому по делам его! Нет, сего мне знать невозможно". Если величайший святой так решительно заявил о себе, то как же мы смеем дерзать!
(Вениамин Федченков, митр. О конце мира. Письмо 2.)
----------- --------
Весьма примечательно, что ожидание конца мира распространилось по всему миру, и неправославному. Я сам читал об этом и у католических писателей.
Но особенно знаменательно появление специальной секты "адвентистов", учащих о близком втором пришествии Иисуса Христа и назначающих тому сроки. Пусть это (как и есть) "секта", иными словами, ложное учение, но самое появление ее характерно. Притом – местом рождения ее была Америка, то есть наиболее "благополучная" в мире страна: богатая, обеспеченная, удобная, наслаждающаяся "благами" культуры и всех плотских удовольствий, от миллиардеров до рабочих. Опять странность... И, кроме того, религиозность там совсем уже не напряженная, чтобы можно было ждать идеи о конце мира.
О чем же говорят эти явления, явно не совпадающие при обычном воззрении? Душа человеческая по всему миру почувствовала собственное умирание: нечем жить ей становится. Тело "обожествилось" – "бог чрево" (говорил ап. Павел); а душа – в загоне или же и совсем отрицается. "Культура" – только материальная; на дух – гонение. Это поняли европейцы. И наши предки почувствовали, – да еще и раньше их, ибо были более здоровы духом. А теперь большевизм – как результат всей новейшей этой "культуры" – воочию убеждает всех, что предчувствия народа и мира были совершенно правы.
(Вениамин Федченков, митр. О конце мира. Письмо 2.)
--------- ---------
"Ибо к концу мира о конце мира перестанут думать..."
Но еще – не конец мира (хотя, может быть, эпоха преддверия его: филадельфийский период в начале своего зачатия, Откр. 3); ибо к концу мира о конце мира перестанут думать.
Св. Тихон Задонский видел в некоем состоянии Божию Матерь с свв. апп. Петром и Павлом; между прочим спрашивал их о конце мира. Св. ап. Павел промолвил: "Когда будут говорить: "мир и безопасность", тогда внезапно постигнет их пагуба" (1 Фее. 5:3).
И еще не было обращения иудеев в христианство. И это совпадает с 3-й главой Откровения (см. Церковь Лаодикийскую), где говорится о полном религиозном индифферентизме (Откр. 3:15-16) при материальном богатстве и удовлетворенности (Откр. 3:17), при внутренней слепоте, пустоте и тоске.
А теперь самое ожидание конца мира говорит о том, что не "у дверей" еще (Откр. 3:20), а лишь приближается... Время опасное, дни лукавы... Потому: будем же не считать, а каяться!
(Вениамин Федченков, митр. О конце мира. Письмо 3.)
------------ --------
Может быть, еще китайцы, индусы, японцы дадут миру и Печерские Лавры, и новых Антониев и Феодосиев, и Сергиев, и Серафимов... Почем знать? Ну, может быть, кончается Россия (не думаю сего), а, умирая, родит восток христианский?!
(Вениамин Федченков, митр. О конце мира. Письмо 3.)
-------- -----
В заключение я снова возвращусь к настроению и поведению высчитывателей: ну, хорошо! допустим, они (занимаясь запрещенным делом) "дошли", что будет конец мира в ... году... Ну, а дальше что же они будут делать? Или у Вас, в Париже, делают? Неужели опять пересчитывать?..
Ясно: нужно готовиться к приближающемуся концу, то есть каяться, бороться со грехом, приобретать благодать Божию (а люди даже не замечают отсутствия ее у себя), одним словом: спасать душу. Поэтому скажите им: ну, скорее кончайте свою арифметику – да принимайтесь за дело!
А иначе уподобитесь девам с пустыми лампадами. Где же вы были? – спросит неожиданно пришедший Жених. – Мы высчитывали час Твоего прихода. – Идите, не знаю вас: двери закрыты. – "Пробогословствовали"...
(Вениамин Федченков, митр. О конце мира. Письмо 3.)
------------- -------
"Царство Божие – это Благодать Святого Духа..."
А я уже выяснил Вам в предыдущем письме, что природа Царствия Божия – "а) - материалистична" (- здесь, на земле; а "там" - будет "новое небо, новая земля", "новая тварь", "тело духовное").
И в этом – корень вопроса и ответов: Царство Божие – Благодать Св. Духа.
(Вениамин Федченков, митр. О конце мира. Письмо 3.)
----------- ----
Царство Божие – проявление Божества…
Что касается до "1000-летнего" царствования, то считаю это мечтой, происходящей от религиозного оскудения, а вследствие этого – от прилепления к чувственному пониманию вещей: религиозному православному сознанию совершенно очевидно, что Царствие Божие есть внутренняя благодатная жизнь, как говорил преп. Серафим, и как раскрыто в слове Божием.
А это Царствие Божие, с самого пришествия Господа Иисуса Христа, "пришло в силе", то есть в полноте. Что это такое? Соотнесите Мф. 16:28 и Мк. 9:1. У первого – "Сына Человеческого, грядущего в Царствии Своем"; у второго – "Царствие Божие, пришедшее в силе". Следовательно, Царствие Божие открылось в Иисусе Христе. Как же?.. И "по сих" взял трех учеников и т.д. – и преобразился... Это и есть Царствие Божие – в силе... Подобное случилось и с преп. Серафимом пред Мотовиловым.
Царство Божие – проявление Божества, обожание человека и даже прославление "твари" (одежды). Так ведь это уже все дано! А больше этого не может быть ничего. Чего же еще ждут люди? Неужели хилиастические чаяния, которые носят, в конце концов, характер земной, могут быть "больше" этого? Никак! Убогому они скучны [3]. А то, что радостно, дано даже и нам: жизнь в Боге... "Праведность, и мир, и радость во Святом Духе" (Рим. 14:17).
А интеллигенция, заразившаяся материализмом, – в данном случае – половинчатого характера, все строит "Царствие Божие на земле", как и до революции... И косвенно поддерживает идеи социалистические... Ох! даже и писать неохота... Скучно! Скучно! И безнадежно старо!.. Болезнь "прогрессивного паралича".
А если Царствие Божие есть Благодатное Царство или иначе: преображение человека и мира Духом Святым, то оно есть Его дело, а не наше. Мы не можем создать его; это же азбука. А если так, то нам нужно готовиться к принятию его. Как? – Очищением, покаянием. И снова возвращаюсь к тому же, "своему" делу: борись со грехами, молись (Лк. 21:34-36), бодрствуй, а не занимайся бесплодной арифметикой.
(Вениамин Федченков, митр. О конце мира. Письмо 1.)
----------- ----
"Бодрствуйте" – вот первое, что говорит Господь.
IV. К чему же все это обязывает нас?
(Если хоть и не "сейчас", но "приближается" (близко) конец?) Этот вопрос уже имеет для каждого из нас реальное и огромное значение, – в личной жизни и практическом поведении. Укажу очень конспективно...
Да! Мы должны "выйти" из психологии прежнего "благополучного жития" в атмосферу ожиданий, святого "беспокойства", переоценок...
"Бодрствуйте" – вот первое, что говорит Господь. Особенно "бодрствовать" придется потому, что будет "разделение" – повсюду: в семьях, в друзьях, в светском, в церковном мире! О! Как это ни больно, но как трудно разбираться будет... "Мы – православные". "Нет – мы"... "И не вы, и не те, а мы – третьи". Скорбей разделений нужно ждать и в Церкви. В России это уже совершается (живая церковь, Украинская самосвятская и т.д.). Кажется, должно произойти и за границей... Помоги нам, Господи! Это и больно, и страшно, и потребуется мужество...
Еще страшнее: самому отпасть от истинной Церкви, – или: заблудиться. Пусть осудят неправильно, – лишь бы остаться в "малом
стаде"... А если и сам запутаешься?.. А вопросов навертывается и за границей все более и более... И потому всемерно должно держать "Церковного" пути... Но совпадает ли он с линией поведения тех, которые из нас говорят о себе как о Церкви... Это не легко будет разобрать...
Где же учиться? В двух источниках: в святоотеческом и Евангельском учении, – но и этого еще мало: необходимо жить соответственно этому, чтобы сподобиться воспринимать свет истины; и этого еще, вероятно, мало: тогда нужно – "совет" между "братьями" иметь...
А больше всего, кажется, нужно молиться и подвизаться в покаянии... Молитесь и не отягчайте себя невоздержанием... А все это сводится к более общему: "Вы же (а Вы – в противоположность центробежной, внешней "деятельности", куда я включаю и само занятие этими вопросами, в деталях, а тем более исчисление дат) смотрите за собою (Лк. 21) (то есть устремляйте в себя, в душу свою, а не во внешние события). Может быть, и "довольно" для нас?
Закончу словами двух людей, очень разных по происхождению и духу, но тут сходящихся... "Основной тон" предсказаний Христа можно свести к четырем словам: "Берегитесь!", "Смотрите!", "Терпите и молитесь!".
(Вениамин Федченков, митр. О конце мира. Письмо 2.)
--- ---
Еще раз подведу итог из прочитанного:
«Но еще – не конец мира (хотя, может быть, эпоха преддверия его: филадельфийский период в начале своего зачатия, Откр. 3); ибо к концу мира о конце мира перестанут думать.
Св. Тихон Задонский видел в некоем состоянии Божию Матерь с свв. апп. Петром и Павлом; между прочим спрашивал их о конце мира. Св. ап. Павел промолвил: "Когда будут говорить: "мир и безопасность", тогда внезапно постигнет их пагуба" (1 Фее. 5:3). И еще не было обращения иудеев в христианство.
К чему же все это обязывает нас? (Если хоть и не "сейчас", но "приближается" (близко) конец?) Мы должны "выйти" из психологии прежнего "благополучного жития" в атмосферу ожиданий, святого "беспокойства", переоценок...
"Бодрствуйте" – вот первое, что говорит Господь. Особенно "бодрствовать" придется потому, что будет "разделение" – повсюду: в семьях, в друзьях, в светском, в церковном мире! О! Как это ни больно, но как трудно разбираться будет... "Мы – православные". "Нет – мы"... "И не вы, и не те, а мы – третьи". Скорбей разделений нужно ждать и в Церкви. В России это уже совершается (живая церковь, Украинская самосвятская и т.д.). Кажется, должно произойти и за границей...
Еще страшнее: самому отпасть от истинной Церкви *, – или: заблудиться. Пусть осудят неправильно, – лишь бы остаться в "малом стаде"... А если и сам запутаешься?.. А вопросов навертывается и за границей все более и более... И потому всемерно должно держать "Церковного" пути... Но совпадает ли он с линией поведения тех, которые из нас говорят о себе как о Церкви... Это не легко будет разобрать...
Где же учиться? В двух источниках: в святоотеческом и Евангельском учении, – но и этого еще мало: необходимо жить соответственно этому, чтобы сподобиться воспринимать свет истины; и этого еще, вероятно, мало: тогда нужно – "совет" между "братьями" иметь... А больше всего, кажется, нужно молиться и подвизаться в покаянии... Молитесь и не отягчайте себя невоздержанием..."
Основной тон" предсказаний Христа можно свести к четырем словам: "Берегитесь!", "Смотрите!", "Терпите и молитесь!".
*)Согласна. Церковь дана в помощь человеку. И истинная церковь не будет вызывать в человеке чувство противоречия с тем, что он слышит от нее (со слов Христа), и тем, что он видит - насколько церковь сама понимает свою роль в этом приготовлении к Царству Божьему на земле ("...природа Царствия Божия – "а) -материалистична" (- здесь, на земле; а "там"- будет: "новое небо, новая земля", "новая тварь", "тело духовное"...). Но, я все же убеждена, что Второе пришествие Христа на Землю будет в Духе Святом, ибо сказано "и более не увидите Меня здесь". У буддистов есть разные реинкарнации, но мне не нравится та идея, что моя душа - не моя душа, а некая кочующая субстанция. Идеи христиан о душе мне более нравятся, они более соответствуют духу человека "по образу и подобию Божьему". Какой же человек Бог, если не может сам распоряжаться своей душой, а лишь игрушка в руках внешних обстоятельств? Но до этого еще надо дорасти, чтобы стать "подобием Бога". Но, во всяком случае, замечу: моя душа уже создана человеческой, а не таракана и не слона, в далеком прошлом круга реинкарнаций, как считают буддисты. К тому же, моя воля – это практически ни чем не ограниченная воля Бога. Вот только пользоваться этим даром нужно осторожно, а то, как родился в неведении - так и в ад попадешь в неведении, к этим мерзким обитателям ада, и Христа там уже не будет. К тому же, недавнее мое открытие - время - это спираль восхождения (или нисхождения), а вовсе не круг.))
"Блажен читающий и слушающий"... Ну, подумайте: разве же это возражение против нас? Разве мы отрицаем чтение? Церковь даже установила читать Апокалипсис в монастырях – но не в храмах (это очень примечательно: значит, Церковь не желает у всех поднимать вопросы), а за трапезой, вместо обычных житий святых (кажется, Великим Постом). Всегда читал его русский народ. Усиленнее теперь читают в России. Очень полезно читать и эмиграции. Но именно "читать и слушать", а не сказано "высчитывать" сроки (вопреки ясному и решительному слову Божию! Что за дерзость стала у людей! Называются христианами, а Христа Господа не слушают!)... Даже не сказано: "растолковывать", а лишь "читать и слушать" *.
*)И слышать…
--------------- ----------
Взято отсюда (а вообще прослушала «письма» на рутьюбе, прочитанных весьма проникновенно):
*) Выбранные мной цитаты из писем митрополита Вениамина Федченкова, написаных в 1925 году, в эмиграции, - они весьма доступны любому уровню духовного развития человеку, тем более – русскому православному человеку.
* * *
Справка:
В 1918 году архимандрит Вениамин участвовал во Всеукраинском Церковном соборе в Киеве, будучи избранным от Таврической епархии по трём куриям: преподавателей духовных учебных заведений, монастырей и как назначенный заместителем епархиального архиерея на случай отсутствия последнего. Несмотря на оказываемое на участников Собора националистическими кругами давление, включая угрозы физической расправы, Собор отверг идею автокефалии Православной церкви на Украине. Благодаря твёрдой позиции большинства мирян и священнослужителей, в том числе о. Вениамина, выступавшего на Соборе и принимавшего участие в разработке его постановлений, Собор утвердил каноническое единство с Патриархом Московским и всея России, и автономный статус Православной церкви на Украине в составе Православной российской церкви. Принятое Всеукраинским Церковным собором «Положение о временном Высшем Церковном Управлении Православной Церкви на Украине» было в сентябре 1918 года одобрено с внесением ряда уточнений Всероссийским Поместным собором в Москве.
Вскоре после занятия белыми Крыма владыка по собственной инициативе объявил о присоединении к Белому движению. 22 марта (ст. ст.) 1920 года, получив предложение стать Главнокомандующим Вооружёнными силами Юга России (ВСЮР), генерал Врангель прибыл в архиерейский дом к епископу Вениамину и присутствовавшему там архиепископу Полтавскому Феофану (Быстрову). Генерал обратился с просьбой высказать мнение, следует ли ему принимать командование. Оба архиерея дали положительный ответ, после чего Врангель принял предложение и был избран Главнокомандующим.В конце марта — начале апреля 1920 года владыка принял предложение П. Н. Врангеля возглавить военное духовенство ВСЮР (с 11 мая 1920 года — Русской Армии) и был назначен Епископом армии и флота. Таким образом, епископ Вениамин стал первым более чем за 200 лет и единственным за время Гражданской войны архиереем, официально возглавившим русское воинское духовенство - епископом Армии и Флота.В ноябре 1920 года епископ Вениамин на броненосце «Алексеев» вместе с остатками Русской Армии и гражданскими беженцами эвакуировался из Крыма.
За годы вынужденной эмиграции владыка Вениамин посетил Турцию, Грецию, Болгарию, Югославию, Австрию, Венгрию, Чехословакию, Германию, Францию, Великобританию, Швейцарию, США и Канаду.В 1923 году архиепископ Пражский и всея Чехословакии Савватий (Врабец) пригласил владыку Вениамина для помощи в миссионерской деятельности и окормлении православных приходов Карпатской Руси. Владыка Вениамин ушёл с поста Епископа армии и флота и осенью 1923 года стал викарием архиепископа Савватия в Карпатской Руси. Начиная свою деятельность в качестве экзарха Русской церкви в Северной Америке, владыка Вениамин столкнулся с крайне неприязненным отношением со стороны многих православных верующих, подавляющее большинство которых поддержало митрополита Платона, и подвергался публичным оскорблениям с их стороны. Воспринимаемый как «красный» архиерей, митрополит Вениамин в числе прочих своих задач в Америке считал своей «индивидуальной миссией» защиту «твёрдого православия» и был весьма строг в канонических вопросах[44].
Летом 1943 года состоялась встреча митрополита Вениамина с Генеральным консулом СССР в США Евгением Киселёвым, по совету которого владыка написал автобиографические очерки «На рубеже двух эпох».В декабре 1944 года митрополит Вениамин получил приглашение прибыть в Москву для участия в Поместном соборе 1945 года, созываемого для избрания Патриарха Московского и всея Руси после смерти патриарха Сергия.В январе 1945 года, спустя почти четверть века, владыка Вениамин прибыл на территорию России.30 июня 1945 года получил гражданство СССР.21 августа 1947 года назначен митрополитом Рижским и Латвийским.В Совет по делам РПЦ на митрополита поступали многочисленные доносы; в конце 1956 года рассматривался вопрос о возбуждении против него уголовного дела.20 февраля 1958 года митрополит Вениамин был уволен на покой с благословением пребывать в Псково-Печерском монастыре.[4] 27 февраля владыка поселился в монастыре[14].4 октября 1961 года владыка Вениамин скончался. Отпевание совершил архиепископ Псковский и Порховский Иоанн (Разумов) с собором духовенства в Сретенском храме Псково-Печерского монастыря.[51]Митрополит Вениамин похоронен в пещерах монастыря.[52] Место погребения окружено почитанием паломников и монастырской братии[14].
«Теперь Господь допустил безбожную власть – за наше маловерие: жнем, что сеяли XVIII и XIX столетия! Посему должно принять сию власть, как от Бога. И ревновать лишь о Православии…» (Вениамин (Федченко), митр.)
Митрополит Вениамин (Федченков) Итак, владыка был убежден, что миром правит Бог, и нет власти не от Бога. По Промыслу Божию произошла и революция. И он никак не мог согласиться с «однобокой», по его мнению, формулой Льва Тихомирова, что «всякая революция от диавола». «Ведь и сам диавол ничего не может сделать без попущения* или воли Божией», – писал митрополит.
*)Это попущение для того, чтобы показать всю неразумность выбора человеческого, его свободной волей. При этом не всякая воля человеческая происходит от Божьего духа в нем. Такие наглядные уроки человеку необходимы, в противном случае у человека не было бы шанса вернуться в Рай, ибо не было бы понимания, что правильно, а что – нет. Это также шанс для тех, кто, приняв сторону противника Бога, может проявить свою добрую волю, покаявшись и приложив усилия, чтобы исправить свой грех. А самый большой грех человека – ничего не делать («Вера без дел мертва»). Хочет того человек или нет, но он все равно проявляет свою свободную волю, показывая своему Создателю – с Ним он или против Него и созданного Им мира. Смерть человека на земле может стать вечной жизнью новой мировой души, а может стать полным уничтожением души - сути человеческой личности и смыслом его жизни. Обожествлять тело - глупо, обожествлять душу – значит возвращаться к смыслу своего творения Богом.))