Афонское издание «Законника» Царя Сербского Стефана вышло в 2013 году, и представляет собой современный перевод этого письменного памятника 1349 года сразу на 6-ти языках: сербском, греческом, русском, английском, французском и немецком, с параллельными примечаниями и дополнениями на тех же языках*.
*Законик цара Стефана Душана: пер. с церковнославян.- 2 изд.- Света гора Атонска, Монастир Хиландар: Православно удруженье «Свети Сава», 2013.- 194 с.: ил., портр., факс.; 34 см.- На серб., греч., рус., англ., фр., нем. яз.
Рус. : Законник благоверного Царя Стефана, лета 6857…: пер. с церковно-славян.- Святая гора Афон, Монастырь Хиландар: Православный союз Святого Саввы, 2013.
Это роскошное издание, в виде фолианта, позволяет нам судить о развитии законодательства в христианской Южной Европе, и не только. Дело в том, что одинаковые процессы происходили по всей Европе, разделяя ее на последователей апостольской церкви Христа (основанной в Византии) и всех тех, кто препятствовал возникновению христианской государственности на территории Европы.
Примечательно, что «ересь латинская» одинаково обозначена, как в «Законнике» Стефана, так и в святоотеческих учениях Русской Православной Церкви. Русь столкнулась с этим явлением одновременно со всей христианской Европой, когда наиболее сильным в духовном служении были церкви Новгородской и Владимирской епархий, боровшиеся с папскими и иудейскими еретиками.
Если смотреть на этот процесс глобально, то мы видим, как христианские страны Европы зарождались и гибли под натиском еретических революций. Так погибло древнейшее православие франков во Франции, Германии и Испании. Так ослабели христианские государства в Южной Европе и Польше. Единственной христианской страной, которая сохранила учение апостольской церкви без изменений, оказалась Россия.
Четырнадцатый век в христианской России – это время тяжелейших испытаний. Россия столкнулась с теми же явлениями, которые погубили истинный христианский дух в Европе.Если прибавить к этому вторжение завоевателей нехристианского мира, то получается настоящая картина апокалипсиса мира «от Рождества Христова».
Вот как описан этот момент в «Указе» Царя Стефана 1350 года:
«И позавидовал дьявол жизни нашей хорошей, злобой поднял против нас семь царей в лето 6838 (1330 от Р.Х.), месяца июня 19 дня, а именно царя Греческого Михаила и брата его Белаура, и Александра царя Болгарского, и Бессарабского Иванна, тестя царя Александра, и черных татар по соседству кочующих, господаря Ясса и других господарей с ними.
Все они пошли против нас, желая нас хитростью своей, как что-то сладкое, сожрать; землю отцов наших поделить, а нас в рабство взять. Но не было милости Божьей для достижения замыслов их. И когда пришли они на землю нашу, в месте под названием Велбужд, до 80000 из них, много зла учинили для той окраины.
Мы, услышав, что они пришли на землю нашу, с яростью великой собрали воинов Отечества нашего, которых сам я к битве готовил. 15000 из них подняли руки к небу <…> попросив Христа Бога нашего, молитвами Святых Отцов наших месяца июня 19 дня, в субботу, в 6-м часу <…> и с милостью Божьей разбили их <…> на восхищение всем соседним царям и правителям.
И Михаилу царю Болгарскому голову мечем отрубили, и теперь гроб его в земле нашей <…> Расширили границу земли нашей <…> и с Божьей помощью мы добыли победу нашу».
Из «Законника» и «Указа» царя Стефана следует еще интересное для меня открытие, а именно то, что власть царя была следующей ступенькой после власти христианского короля. Принимая на себя звание царя, Стефан становился и «помазанником Божьим», вне зависимости от «благословления» Римского Папы еретика, который взял на себя не только власть патриаршего посоха, но и права светской власти во Христе: скипетр, державу и меч – ему не принадлежащие по учению Христа.
Этот момент очень важен для понимания исторических процессов, происходивших в христианских странах Европы, а также для понимания того разрушающего влияния, которое несла ересь Папы Римского, оплота европейских еретиков. В России роль Стефана чуть позже осуществил первый «помазанник Божий» - русский Царь Иоанн Грозный. Примечательно, что с этого момента успехи России во внешней и внутренней политике возросли стократно «с Божьей помощью», а русский царь с того момента стал восприниматься всеми, как самый сильный игрок в европейской политике. Очень жаль, что процесс распада христианской православной Южной Европы не могли остановить последующие правители этих областей и стран, подпавших под влияние «ереси латинской» и иудейской.
Изучение этого процесса в истории христианской Европы весьма поучительно, ибо именно отсюда произрастают все беды и поражения славянской Европы – и в таком случае, ересь не была столь безобидным явлением, которое ни на что не влияет. Это влияние было не только разрушительным, оно было смертельно опасным для государственного строительства христианских стран Европы. Россия это поняла, но она осталась единственным оплотом Бога Слова, оставшимся от древнего мира христианства, в лице Византии.
* * *
Ниже приведу выборочно несколько статей «Законника» и примечания об истории Афонского сербского монастыря Хиландара, где хранится «Указ» с подписью Царя Стефана, в чьи владения входил в 14-м веке и сербский монастырь на Афоне.
«Законник* благоверного Царя Стефана, лета 6857,
Индикта 2, на праздник Вознесения Господня,
Месяца мая в 21-й день.
Сей Свод законов утверждаем Мы от православного Собора нашего Патриархом царским Иоанникием и всеми архиереями и церковниками малыми и великими, и Мною правоверным Царем Стефаном, и всеми вассалами в царстве моем малыми и великими.
1.О христианстве. Средством сим надлежит очиститься.
2.О женитьбе. Владетелям и иному люду не должно жениться без благословения Святого архиерея, или должны получить они благословение от тех, кого архиереи в духовники избрали.
3.О свадьбе. И ни единой свадьбы не должно совершиться без венчания. Коли же без благословения и дозволения церкви совершится она, то тех отлучить надобно.
<…>
7.О ереси латинской. И надлежит Церкви Патриаршей протопопов по всем посадам (городам) поставить, чтобы возвратить из ереси латинской христиан, которые обратились в веру латинскую. И пусть наложат на них заповедь духовную так, чтобы каждый из них в христианство вернулся.
8.О латинском попе. И поп латинский, коли найдется, который обратил христиан в веру латинскую, пусть наказан будет по законам Святых Отцов.
<…>
10.О еретике. И если кто окажется живущим среди христиан еретиком, пусть будет заклеймен и изгнан. А кто станет его укрывать, то и того заклеймить должно.
<…>
29.О жизни монашеской. И монахи пусть не живут за пределами монастырей.
<…>
39.О крупных и мелких владетелях (вассалах). Коли дала царская моя особа крупным и мелким владетелям в государстве моем, сербам или грекам, вотчину наследную или поместье по дарственной грамоте, и коли держат они их до Собора этого, то твердо пусть за ними их владения крепятся.
<…>
*)Суровость этих законов была обусловлена для христианских стран тем, что (как показала практика) любое отступление от них вело за собой процесс разрушения, увеличивающийся в геометрической прогрессии. В конечном итоге именно эти «отступления» и погубили христианские страны Европы. Сила христианства на Руси оказалась незыблемой, в том числе и потому, что Закон Божий стал основой русской государственности, особенно в той части, что касается государственного управления, «окормления» церковью, воинской защиты государства, а также – просвещения (образования и воспитания) подданных русского царя.
* * *
Примечания и приложения.
--- --
СТЕФАН ДУШАН Сербский Неманич.
Родился в 1308 году, умер 20 сентября 1355 года (47 лет).
Король: правление 1331-1345 гг.
Царь: венчание на царство в Скопье в 1346 году, правил до своей смерти в 1355 году (24 года).
Генеалогия: сын короля Стефана Уроша Третьего Дечанского, отец Царя Стефана Уроша Пятого, последнего правителя из рода Неманичей.
-- --
Илл.: Карта Балкан и Малой Азии во времена правления Стефана Душана Сербского (1355 г.).
Илл.: Царь Стефан Душан (Духовник, Просветитель). Фреска в монастыре Лесново (1349 г.)
Илл.: Король Стефан Душан, королевич Стефан Урош и королева Елена. Фреска в монастыре Высокие Дечаны в Косово и Метеохии (1343 г.)
Илл.: Лист Стружской рукописи «Законника» Стефана Душана (конец 14-го века). Эта старейшая рукопись «Законника» найдена славистом Виктором Григоровичем в местечке Струга в 1845 году, хранится в музее Российской Государственной Библиотеки (РГБ) в Москве. Две из 9-ти рукописей «Законника» с дополнениями были обнаружены им же в архивах монастыря Хиландар на Святой горе Афон. Хиландарская рукопись (переписана в 1420х /30х годах) до сих пор хранится в музее Хиландарского сербского монастыря.
--- --
МОНАСТЫРЬ ХИЛАНДАР
Святой сербский монастырь Хиландар – один из 20-ти монастырей Святой Горы Афон. Хиландар был основан святым Великим Князем Стефаном Неманей (в иночестве Святой Симеон) и его младшим сыном Растко (в иночестве Святой Савва).
Византийский император Александр Третий Ангел своим «Указом» с золотой печатью в 1189 году область на месте нынешнего монастыря Хиландар приподнес в дар сербам: «…да будет сербам вечным подарком», - сказано в «Указе».
Главными престольными праздниками Хиландарского монастыря являются: Введение во храм Пресвятой Богородицы (21 ноября/4 декабря) и Чудотворной иконы Пресвятой Богородицы «Троеручница» (12/25 июля), связанной с памятью о Святом Савве.
ЦЕРКОВЬ ВВЕДЕНИЯ во храм Пресвятой Богородицы.
Эта церковь была построена в 1199 году Святым Саввой, который в 1219 году основал независимую Сербскую Церковь* и был ее первым архиепископом. В начале 14-го века король Милутин воздвиг на месте старой деревянной церкви – новый каменный храм, до сих пор остающимся главным украшением монастырского двора Хиландар.
*)Подчинялась греческому патриархату.
СВЯТАЯ ГОРА АФОН (область ХИЛАНДАР).
Была частью Царства Стефана Душана. Царь и его семья находились в Хиландаре с 1347 по 1348 годы, когда на Балканах свирепствовала чума.
____________________________ ___________________