По данным географа Рычкова Петра Ивановича, опубликованным в книге «Топография Оренбургская» в 1762 году, Казань была основана ханом, после смерти Батыя:
По изъявленнiюжъ въ Казанской истории, по смерти Батыевой царство его и Болгаское принялъ Ордынский царь Саинъ, который вместо раззореннаго Болгарского города Бряхимона, построилъ для себя столичной городъ Казань, и утвердясь тут онъ и последователи его Россiйским местам причиняли многiя раззореренiя*[4]
*)То есть, татары к Казани (до 1917 г.) имеют отношение только, как завоеватели и разорители города Булгар (болгар), а потом как похитители и разорители достояния русских царей - Российской Империи.)
В середине 1990-х годов вопрос о возрасте Казани встал заново в связи с обретением Татарстаном суверенитета и фактической независимости от федерального центра, в том числе и научной. Были произведены раскопки Казанского Кремля с целью поднять возраст Казани. Но, несмотря на обнаруженные более ранние предметы, непрерывного культурного слоя на месте Казанского Кремля до XIV века не наблюдается, и данный критерий археологии ведения отсчёта возраста поселения, а не отдельных предметов, с этой точки зрения говорит не в пользу новой официальной версии.
Казанский Кремль эпохи Ивана Грозного.
В 1552 году, после взятия Казани русскими войсками во главе с царем Иваном Грозным, началось строительство нового, белокаменного Кремля.
В посаде стали жить ремесленники, торговцы, переводившиеся по указанию Ивана Грозного иногда целыми слободами из разных русских городов, простой люд, а также преданные Грозному бояре[7].
Лояльные татары-казанцы были переселены за посадскую стену, в район за каналом-протоком Булак и озера Нижний Кабан, где к XVII—XVIII вв. сформировался уникальный ансамбль национальной татарской архитектуры — Старо-Татарская слобода*.
*)Которую также строили и укрепляли русские. См. «Чертеж» новых укреплений Казани Артемона Сацыперова 1730 г.)
Илл.: Гравюра «Вид Казани в 1787 г.» Леспинаса, нынешний «Казанский Кремль» - лишь малая часть кремлевского комплекса, построенного Иваном Грозным. И вся эта красота была разрушена после «русской революции» 1917 г.
Индустриализация Казани
в эпоху Петра Великого.
В Петровское время, в XVII веке, в Казани, как и по всей России, наблюдался экономический рост, были заложены ремесленные слободы, появились первые мануфактуры. В 1646 году, согласно переписной книге, в Казани было 5432 человека мужского населения и 1652 двора*.
*)Кстати, это показатели для российских подданных (православных обязательно!). Татары в это число не входили, инородцы (не подданные царя) упоминались отдельной графой во всех официальных документах Российской Империи.)
Казань стала столицей обширной Казанской губернии в период правления Петра I в 1708 году. Город становится одним из важнейших промышленных и административных центров страны: были построены кожевенный завод, Казанская суконная мануфактура.
В 1718 году Петром Великим основано Казанское адмиралтейство, выпускающее суда различного типа. В 1722 году царь лично побывал в городе.
Послепетровское время Казани.
С 1760-х годов застройка города начала принимать упорядоченный характер, появились деревянные мостовые, мосты через Булак и Казанку.
Всего в Казани к концу XVIII века проживало около 22000 человек, а с пригородными слободами — более 40000, и из них только около 10 процентов — татары*[8].
*) Причем строителями и промышленниками в Казани исторически были русские, татары же в основном занимались торговлей. Среди татар до 1917 года было немало богатых купцов, которые поддерживали «российских» революционеров.)
После освоения Старо-Татарской слободы татарское население начало заселять смежные территории, так, череда событий привела к появлению т. н. Ново-Татарской слободы.
3 мая 1749 г. в Казани произошел сильный пожар в результате которого пострадала Старо-татарская слобода и другие районы города, включая православные храмы и архиерейский дом.
Епископ Лука Конашевич*, получивший печальную известность своей «миссионерской» деятельностью, граничившей с произволом (в татарском фольклоре известен как «Аксак Каратун» (русский хромой в чёрной шубе)), предпринял попытку вытеснить коренное население Старо-татарской слободы в смежный район. Правительствующий сенат трижды отказал епископу Луке в его ходатайстве и предписал всем погорельцам строиться на прежних местах. Тем не менее, епископ Лука начал строительство Крещенской семинарии на территории Старо-татарской слободы. В итоге часть жителей старо-татарской слободы, недовольных начатым строительством, подали прошение о переселении из прилегающих к семинарии земельных участков.
*) «Произвол» епископа Луки проявлялся только в том, что он был категоричен против татарских шаманских ритуалов и жертвоприношения. К тому же, он подозревал, что пожар был спровоцирован местными татарами, которые всячески противились их просвещению Вселенской церковью Христа.)
Прошение было удовлетворено местными властями, для чего была даже ликвидирована русская деревня Поповка. Так было положено начало новому району города - Ново-Татарской слободе.
Конфронтационная по отношению к местным мусульманам деятельность епископа Луки, не соответствовала традициям* мирного сосуществования русских и татар в казанском крае, и через несколько лет по указу Елизаветы Петровны от 9 октября 1755 г., епископ Лука был переведен из Казани на Белгородскую кафедру[9].
*) «Традициям», заметим, русским – т.к. сами татарские ханы сосуществовали между собой, как скорпионы в одной банке.)
Плановая застройка Казани
в эпоху Екатерины Великой.
В 1766 году по указу императрицы Екатерины II городом начала руководить избираемая Дума.
Особенно бурное развитие и застройка слобод начались после визита в Казань в 1767 году Екатерины II, когда она лично сняла все прежние ограничения строить каменные мечети и татарские общественные здания, а также в связи с её историческим указом 1773 года «О терпимости всех вероисповеданий», за что благодарные казанцы прозвали её «царицей-бабушкой».
Во время визита Екатерина особо отметила значимость города для империи — «Сей город в России, конечно, есть первый после Петербурга»* и подарила городу галеру и карету. Галера была утрачена при пожаре, а карета сохранилась в оригинале, а также установлена в виде реплики-памятником на пешеходной улице.
*)Идеей Царя Ивана Грозного была - «…первым после Москвы», русский царь задумывал Казань, как православный центр Русского Востока. И именно им был заложен православный исторический центр города – «сорок сороков» Казанского Кремля. Это наглядно видно на гравюре Леспинаса «Вид Казани в 1769г.»)
Летом 1774 года во время восстания Емельяна Пугачёва Казань находилась в осадном положении. Повстанческое войско Пугачёва численностью 20 тысяч человек с 12 пушками 11 июля подошли к городу. 12 июля начался штурм города. Пугачёвцы захватили весь город, за исключением Кремля*, где укрылись правительственные войска.
*)Для того Иван Грозный и строил Казанский кремль, чтобы был столпом Христовым посреди басурман.)
После начавшегося пожара в городе Пугачёв вывел свои войска за город и через 3 дня потерпел поражение в битве на Арском поле. В результате пожара городу был причинён огромный ущерб, сгорело около 2200 домов*.
*)Заметим, что Пугачев, присвоивший себе имя царя Петра III, не только не был православным христианином, но был настоящим разбойником и убийцей (см. А.С. Пушкин «Капитанска дочь»), за что и поплатился. Сама же Екатерина Великая, сделав для России немало полезного, спровоцировала и анти-православное противостояние в этом регионе, уравняв в правах строителей и разрушителей.)
18 октября 1781 года Екатерина II утвердила герб города, в 1782 году — первый для города регулярный (генеральный) план застройки, который определил развитие города на полтора века.
В 1781 году появилась татарская ратуша*, 1791 году — постоянный театр.
*)Ратуша была русской, как и все городские ратуши во всей Российской Империи. Кресты на всех возвышающихся сооружениях города Казани отчетливо видны на гравюре Леспинаса 1769 г.)
Казань при Императорах
Николае I, Александре II и Александре III.
Во второй половине XIX века произошли существенные изменения в инфраструктуре Казани: появились одни из первых в России омнибусы (1854), газовое (1874) и электрическое (1897) освещение, третья в России конка (1875) и один из первых электрический трамвай (1899), телеграф (1859) и телефон (1881). В 1874 году открыт городской водопровод. К 1896 году было открыто сквозное железно-дорожное движение от Казани до Москвы.
*) Не нужно даже доказывать, что все это делали не татары, а русские.)
В 1844 году профессором Казанского университета Карлом Клаусом был открыт и назван в честь России рутений — единственный химический элемент, открытый в царской России и СССР до синтеза трансурановых элементов в конце XX века.
В 1901 году открыта Казанская обсерватория*.
*)Обсерватории на территории России были построены в основном при Императоре Николае II, ведь астрономия была одним из его хобби.
На весь мир известно имя казанского математика, автора неевклидовой геометрии – Н.И. Лобачевского.
Казань – центр Просвещение русского востока.
Столица Казанской губернии – Казань - являлась образовательным и культурным центром русского Поволжья почти с самого своего основания.
Так, в 1718 году была открыта «Цифирная» школа при Казанском Адмиралтействе.
В 1723 году при казанском Федоровском монастыре[10] была открыта Славяно-латинская школа, нацеленная на подготовку грамотных священников для Казанской епархии, впоследствии Славяно-латинская школа стала базой для учреждения в 1797 году Казанской Духовной академии[11].
Казань стала первым городом в российской провинции, в котором в 1759 году была открыта гимназия для обучения детей «дворян и разночинцев». Выпускниками Первой Казанской гимназии были Г. Р. Державин, С. Т. Аксаков, братья Панаевы, И. М. Симонов, А. М. Бутлеров, Н. И. Лобачевский и др. видные деятели российской науки и культуры[12].
В 1766 году открыта первая воскресная школа, в 1771 году — первые медресе, в 1786 году — Главное Народное училище.
Важным событием стало учреждение Императором Александром Первым в 1804 году Казанского университета — третьего в России по времени создания и значимости — закрепившего за городом статус крупного научного центра, который долгое время оставался самым восточным* университетом в Российской империи.
*) Тут нет ничего удивительного – это последовательная политика всех русских царей, начиная с Ивана Грозного. Ибо мир на русский восток принесли именно русские цари, хотят в этом признаться сами себе инородцы Российской Империи или нет – но это факт.)
В 1841 году в Казани открыт Родионовский институт благородных девиц — закрытое привилегированное учебно-воспитательное заведение для дочерей дворян, на средства, завещанные помещицей А. Н. Родионовой[13].
В середине XIX века в Казани на средства Мариинского попечительства о слепых было открыто Училище для слепых детей (сейчас 2-я городская инфекционная больница)[14].
В 1858 в Казани состоялось открытие Женского училища духовного ведомства для девушек из семей духовенства.
В 1890 г. открыто второе училище для девочек духовного сословия, получившее название «Епархиальное», где обучались также девочки-сироты из Александрийского приюта, изначально училище располагалось в здании приюта (сейчас Дом ученых, ул. Бутлерова, 30).
В 1890—1892 гг. по проекту архитектора А. Е. Остовского на средства Ольги Сергеевны Гейне (Александровой) было построено новое двухэтажное здание училища с домовой церковью во имя Мученицы Царицы Александры (сейчас в этом здании английская школа № 18)[15].
В 1859 году открыта Мариинская (в честь императрицы Марии) Первая казанская женская гимназия, имела статус женского училища 1 разряда.
Значительным событием в жизни губернии стало открытие в 1874 году Казанского Ветеринарного института, известного также научно-исследовательской работой.[16]
В 1875 году на средства города основано Реальное училище (выпускники реального училища, в отличие от гимназистов, могли поступать только в технические ВУЗы), одним из выпускников училища был В. Молотов[17]
В 1876 года открыта Ксенинская (Вторая казанская) гимназия (по имени великой княжны Ксении Александровны).
Постановлением Министерства Народного просвещения Российской Империи в 1890 году в Казани было учреждено Соединенное среднее химико-технологическое училище и низшее техническое училище с механической, химической и строительной специальностями, одним из первых технических заведений в Казани и губернии. Училище было оснащено новейшим оборудованием, так, профессор химии Казанского университета А. А. Альбицкий отмечал, «что лаборатория Казанского Промышленного Училища значительно превосходит Университетскую по своим удобствам». Самым известным выпускником был С. М. Киров, которому как сироте* обучение оплачивало Уржумское благотворительное общество. В 1919 году преобразовано в Казанский политехнический институт[18].
*)Этот «казанская сирота» отплатил городу злом на добро.)
В 1895 году основана под патронажем Петербургской Академии Художеств Казанская художественная школа, выпускавшая художников-преподавателей для средних учебных заведений, среди преподавателей был Н. Фешин, после 1917 преобразована в Казанское художественное училище[19]
в 1905 году в Казани основано Коммерческое училище. Строительство здания финансировали казанские купцы-меценаты В.Карякин и Я.Шамов (сейчас в здании Казанская Государственная сельскохозяйственная академия КГСА)[20].
В 1913 году в Казани действовало уже 4 высших учебных заведения: Университет, Духовная академия, Ветеринарный институт, Высшие женские курсы.
Казань и Апокалипсис
русского мира в 1917 года.
В XX веке Казань стала одним из центров революции*.
*) Я вспомнила, как в библиотеку приезжал один старообрядец из Казани. Он с жаром рассказывал об эпохе Антихриста, который «придет из Казани», потому, что «Казань – это «казан», сковорода, где антихриста и бесов поджарят в конце их правления». Он показал мне старинную икону 17-го века, где был изображен антихрист в виде беса: у него было поросячьи уши и пятачок вместо носа. Мерзкая такая рожа, напоминающая Гоголевского беса из «Ночи перед Рождеством», который возил кузнеца Вакулу в столичный Петербург к императрице Екатерине Великой. Старообрядец доказывал, что бес похож на Путина. Я с ним не согласилась, так как сравнивать людей с бесами – это, уж, слишком большая натяжка. К тому же, как мне кажется, этим бесом вполне мог быть Ленин, который вышел из тех мест и даже учился в Казанском университете. Ведь больший апокалипсис, чем революция 1917 года в России, вообще трудно себе представить. Даже в Великую Отечественную наш народ вновь стал разумным, а потому и загнал зверя в его логово. Разруха в стране – ничто, в сравнении с разрухой в умах народа. Да и понятия эти: Апокалипсис, Антихрист, они из другого мира, невидимого для нас невооруженным взглядом безбожника.)
Илл.: Портрет Ленина на Спасо-Преображенской башне Казанского кремля
2 марта 1917 года в Казани был образован городской Совет рабочих и солдатских депутатов, была упразднена власть губернатора, чьи полномочия были переданы губернскому комиссару.
В 1918 году за город в ходе гражданской войны велись ожесточённые бои, в том числе за оказавшийся в городе и затем пропавший золотой запас царской России[21]. Войска чехословацкого корпуса в ходе пятидневных боев взяли Казань 6 августа, а красные выбили их 10 сентября силами Пятой армии и Арской группы войск Второй армии.
27 мая 1920 года была образована Татарская АССР со столицей в Казани.
В 1930-е годы началась интенсивная индустриализация города*, сопровождавшаяся быстрым ростом населения и разрастанием севернее Казанки заречной части города.
*) После колоссального разрушения и разграбления православной Казани.)
В годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. в Казань были эвакуированы из Центральной России крупные заводы.
Казань стала временной научной «столицей» СССР, в связи с эвакуацией сюда из Москвы и Ленинграда Академии Наук СССР, большинства всесоюзных НИИ и ряда КБ, что дало возможность основать сразу после войны первый из региональных центров и отделений АН СССР Казанский научный центр.[22].
После Великой Отечественной войны продолжилось активное развитие города – так* Казань стала одним из крупнейших промышленных, научных и культурных центров советской страны.
*) Чья это заслуга, судите сами.)
В 1979 году численность населения города увеличилась в 2,5 раза и превысила 1 миллион человек. Город присоединил ряд посёлков, в том числе крупные татарские эксклавы (Дербышки и Юдино), ещё в 1940-е годы, а его основная часть стала приближаться к радиально-кольцевой планировке. Среди многих новых микрорайонов массовой многоэтажной жилой застройки появились два крупнейших, имеющих более чем 100-тысячное население, «спальных» района — Горки и Новое Савиново. Город стал одним из крупнейших речных портов и получил новый аэропорт*.
*) Чья это заслуга, также судите сами. Отлично зная историю России, я не только против «национализации» русских земель нерусскими анклавами, но и против переписывания ими русской истории России. В лучшем случае малые народы не помогали русским, в худшем – грабили то, что никогда им не принадлежало. Советское безбожное образование «помогло» разграбить Россию уже во второй революции 1991 года. Я не против малых народов, но я за то, чтобы они, наконец-то, стали русским друзьями в созидании России, а не врагами и лгунами.)
Разрушенные православные храмы Казани (1920-1930е гг.)
Разрушенные храмы Казани, затопление Куйбышевским водохранилищем старинных русских городов и слобод – это результат русского апокалипсиса, начатого Антихристом Лениным в 1917-м. Все последующее – это только результат вмешательства «пятой колонны» (внутренних врагов) в историю России.
А теперь снова вспомните «Вид Казани 1769 г.», прежде чем поймете – куда все это девалось…
Илл.: Казанский Кремль. Спасо-Преображенский монастырь. Спасо-Преображенский собор (1596-1601 гг.); церковь Киприана и Иустины (1596 г.); церковь Николы Ратного (1558 г.), колокольня (1862 г.) – все храмы разобраны в 1927-1930х гг.
Илл.: Казань. Иоанно-Предтеченский монастырь. Входо-Иерусалимский собор (1652, 1887-1899гг.) – снесен в 1930-е гг.
Илл.: План Казани XVIII в.
Илл.: План Казани. Наше время. В действительности от старого Казанского кремля сохранились лишь стены Иоанно-Предтеченского монастыря, который есть на плане еще 1730г. Чувство боли вызывают и огромные территории затопленных русских земель, вместе со старинными русскими городами Поволжья.
Илл.: Казанский кремль и стены Иоанно-Предтеченского монастыря на карте 1730г. Фрагмент.