«Многие лета…»: Новолетие и
христианские праздники на Руси.
Новолетие (Новый год) 1 сентября по старому стилю (до XIV века – 1 марта по ст. ст.) существовало на Руси почти 10-ть веков до Петра Первого, церковные праздники отмечались, как государственные до 1917 года (13-ть веков), а Православный церковный календарь Русской церкви отмечает эти праздники по Юлианскому календарю и поныне (т.е. уже 14-ть веков). Церковный календарь начинался Рождеством Пресвятой Богородицы, а заканчивался днем Святого Александра Невского. Но история русского календаря намного длиннее…
«Но вот наступал на Руси 7208 год от Сотворения мира, или 1699 год от Рождества Христова. Приближалось 1-е сентября… Обыватели московские стали делать обычные приготовления к Новому году (Новому Лету, Новолетию), как вдруг вышло «запрещение встречать Новолетие», вышел приказ «отмечать его, как обыкновенный будничный день».
Разница между Новолетием и Новым годом – 5508 лет, причем это то, что было в России до Рождества Христова. Ведь русский календарь всегда был «солнечным», как и современный календарь. Словосочетание «Сотворение мира» несет совсем иной подтекст, нежели сотворения мира по Библии. К этому событию относят славянские историки древнюю русскую икону «Георгия Победоносца», копьем побеждающего змея. И речь там идет о победе древней Руси над государством, чьим символом был Дракон или Змей. Обидно, что именно Великий Петр отнял у русских память об их древности и старине. Хотя, конечно, заслуги этого государя были неоценимы для России. Петр I первым создал надежную регулярную армию, которая положила конец всем поползновениям на русскую землю, и даже возвратил России те древние земли, на которых исконно жили славяне. Вместе с тем, обозначение Петром начала года с Рождества Христова (а Новый год (Щедрец – слав.) по старому стилю отмечался уже после Р.Х., вплоть до 1917 года) указывало на то, что Христос является Верховным Судией для России, Царя и русского народа.
1(14) сентября - Новолетие на Руси
// Цитаты взяты из глав «Старинный русский Новый год» и «Предание о Святках»; Любецкий С.М. Старина Москвы и русского народа в историческом отношении с бытовой жизнью русских; Московские окрестности / Текст с изданий 1872г. и 1877г. Предисл. Е.Н.Савиновой. – М.: Гос. Публ. ист. б-ка России, 2008. – 590 с. – (Москва и москвичи: из века в век).
--- --
«Древнейший Новый год на Руси (до Великого князя Василия Дмитриевича) начинался у нас с 1 марта, с того времени, когда весна начинала вступать в свои права.
С XV века (с собора для уложения церковной пасхалии на VIII тысячелетие) сентябрь (по-старославянски «септемврий») в России стал считаться 1-м месяцем в году, что продолжается и доныне* в церковной пасхалии (Любецкий, 19 в.).
*) То есть Новолетие 1 сентября по старому стилю существовало на Руси 10 веков до Петра Первого, церковные праздники отмечались, как государственные до 1917 года (13 веков), а Православный церковный календарь Русской церкви отмечает эти праздники по Юлианскому календарю и поныне (т.е. уже 14 веков). Юлианский церковный календарь смотрится более логично, с точки зрения христианства, чем Григорианский календарь – т.к. большие празднества начинаются с Рождества Богородицы.)
«Сентябрь» - слово латинское, которое означает «седьмой месяц», считая по-старинному с марта (с Нового года у римлян, 1 марта). Римляне посвящали сентябрь богу Нептуну*.
*) Любопытно, что современная христианская Россия была рождена под астрологическим знаком Водолея.)
У нас на Руси, в древних летописях и в юридических актах, 1-е сентября известно под именем Симеона Лестопродавца, название от празднуемого в этот день церковью нашей Преподобного Симеона, первого столпника. Нестор в своих летописях оставил предание о том, что в Киеве был храм во имя Св. Симеона Летопродавца.
1-го сентября церковь наша молит Бога о благополучном Новолетии (Любецкий).
Время, с 1-го сентября по 8-е сентября (т.е. до дня Рождества Богородицы – прим. Любецкого) называется «Семенины» или «бабье лето».
До XVIII века (т.е. до того самого времени, когда по указу Петра I Новый год стал начинаться у нас 1-го января) Семен День (1 сентября) был днем общения Царя с народом, и одним из временных судных сроков – ставиться на личный суд перед Царем и вносить оброки, пошлины и дани. (Снегирев И.М. Русские простонародные праздники. – прим. Любецкого).
Борис Годунов в этот день венчался на царство, и в память этого события построил в Москве церковь Св. Симеона Столпника на Вшивой горке.
В этот же день в 1674 году Царь Алексей Михайлович на Ивановской площади в первый раз объявил народу царевича Федора своим наследником.
Царский выход.
Прежде, нежели взглянем, какие праздники, игрища и обряды на Руси сопровождали Семенины, посмотрим на главное религиозное торжество, происходившее в 1-й день сентября, в Москве XVII столетия.
Это событие описано: в «Потребнике мирском» (изд. 1639 г.), в «Древней Российской вивлиофике» (Чин летопровождения. Ч. VI. 1788) и в некоторых других старинных изданиях, где говорится о встрече Новолетия в Москве. Тогда не только «московитяне», но и жители других городов и мест собирались в Кремль, посмотреть и на торжество и «на царские светлые очи».
В последний вечер старого года москвичи приглашали к себе гостей и проводили с ними время «до петухов». Этот «встречный вечер» был большей частью семейным патриархальным праздником. Гости-родственники сходились к главе семейства, к старшему в роде «на посиделки». Время проводили тихо, скромно и благоговейно. В «божницах» у них теплились лампадки, и ярко горели восковые свечи.
Ровно в полночь, среди глубокой тишины, вдруг раздавался грохот «заревой-вестовой» пушки, вслед за ним гудел колокол на Иване Великом (колокольня на Соборной площади в Кремле – мои прим.). Потом происходил уже повсеместный «благовест» в Москве, растворялись городские ворота, и начинались заутрени.
Тогда тушили все огни, кроме тепла лампадного, а с восхождением солнца зажигали новый огонь и, благословляясь, отправлялись на богомолье. Иные – в церковь Симеона Столпника, другие – в Кремль.
Царский выход в этот день (1-го сентября) совершался в 4-м часу дня (или 10-м часу утра, по нашему счету времени). (Забелин И.Е. Домашний быт русских царей – прим. Любецкого).
Для этого торжества устраивался против Красного крыльца, посреди Соборной площади, большой помост, огороженный точёными решетками, ярко расписанными разными красками. С дощатым полом, устланным дорогими цветными коврами, турецкими и персидскими.
На восточной стороне помоста ставили три налоя с поволоками, а на одном из них - икону Св.Симеона. Пред налоями горели большие свечи в высоких серебряных подсвечниках. Здесь же находился и «столец» для освящения воды.
С противоположной (западной) стороны устраивались на помосте два особых шатра, «шатерных места». Одно, обитое «червчатым» (пурпурным) бархатом и серебряной «объярью» (бахромой) – для царя. Другое, обитое шелковой персидской материей – для патриарха.
В конце VXII столетия устраивали для царя место еще великолепнее, наподобие трона, с хитрой резьбой и позолотой, имевшее вид 5-главого храма. Эти главы (в середине – большая глава, по углам – малые) искусно сделаны были из слюды. Наверху их красовались и сверкали на солнце вызолоченные двуглавые орлы. Описываемый мною шатер-трон имел створчатые двери и рамы, также с оконницами из слюды. (Забелин И.Е. Домашний быт русских царей. СПб. 1894).
Патриарх выходил на молебствование из западных ворот Успенского собора. Перед ним несли святые иконы, кресты и хоругви. За ним шла процессия духовенства в богатых златотканых ризах. Клир демественников (певчих) пел хвалебные песни Господу Богу и Святому угоднику Симеону. Колокола гудели торжественно, но без звона. Тысячи обнаженных голов подданных царства низко-низко кланялись святым иконам.
В то же время из Дворца, с Благовещенской паперти, являлась другая процессия – шествие Царя, возвещаемое полным звоном на Иване Великом «во все колокола». За Царем тянулась блестящая свита его в «золотных» кафтанах.
Торжественный и оглушительный колокольный звон продолжался до тех пор, пока царь не вступал на свое место, на ступенях которого окольничьи придерживали его под руки. Сперва Царь прикладывался к Евангелию и к иконам, потом патриарх осенял его Животворящим Крестом и благословлял рукой.
Духовные и светские сановники устанавливались «по чину», в определенные им росписью места, по обе стороны царя и патриарха. Соборная площадь в то время вся была занята «служилыми людьми», стоявшими на других «рундуках» (помостах). Здесь находились: полковники, «головы» и «полуголовы» стрелецкие, в ферезеях, в бархатных и объяриных цветных кафтанах. Также стольники, стряпчие и дворяне. От них поодаль гости. И все «в один человек», т.е. одним рядом.
С паперти Архангельского собора также хорошо видна была вся церемония. Здесь находились чужестранные послы, со своими чиновниками, и прочие иноземцы. Также прибывшие в Москву запорожские и донские казаки. (Некоторые приглашенные описали это событие, в Лейпциге в 1698 году была издана книга «Встреча Новолетия в Москве» - прим. Любецкого).
За рундуками на площади стояли стрельцы в строю, со знаменем, с барабанами и ружьями. Вокруг всех этих чинов, даже на кровлях соборов и на Ивановской колокольне, на Красном крыльце и на всех лестницах толпились, «спираясь плечо с плечом» всякого чина и звания люди.
Но вот начиналась служба, во время которой высшие духовные сановники подходили (по двое) сперва к Царю, потом к патриарху, и «покланялись им». При водосвятии (освещении воды), когда раздавался напев молитвы «Спаси, Господи, люди Твоя», все коленопреклонялись и усердно молились о «грядущем благополучном лете Господнем».
По окончании службы патриарх, сошед со своего места, опять осенял Царя крестом и приветствовал его речью, с пожеланиями ему «на все времена», «из рода в род». Со всем царским семейством его, с боярами, воинством, народом, и со всем православным христианством «быть здраву и благополучну».
«Даруй, Господи, Великому Государю», - говорил он, - «свыше победу, и крепость на храбрость, и одоления на все видимые и невидимые враги, и возвыси Господь Бог нашу Царскую десницу над бесерменством (басурманами), и над латинством (русские считали католиков еретиками – мои прим.), и над всеми иноплеменными языки (народами), иже бранем хотящая (которые хотят войны)».
Царь благодарил патриарха короткой речью, после чего государя и патриарха поздравляли с Новым годом духовные сановники. Государь откланивался им, а патриарх благословлял их.
После происходило поздравление Царю от бояр и прочих высших чинов и властей, которые кланялись «большим обычаем» (до земли). Государь взаимно поздравлял их. Наконец, бояре и весь Освященный собор поздравляли патриарха. А в заключение, государя громко и восторженно приветствовали: народ и все стрелецкие полки, почти в одно мгновение все «били ему челом в землю» (низко кланялись).
Царь приветствовал народ «милостивым и ласковым словом», бедным и нищим он приказывал раздать щедрую «милостыню». По окончании всего царь, под звон колоколов, отправлялся к литургии в Благовещенский собор, а патриарх – в Успенский собор.
Семенины. Бабье лето.
Обжинки. Капустники. Братчина.
В простонародье этот день (Новый год 1 сентября) «сопровождался хороводами» до самого «Аспосова дня» (до 8 сентября). С Семена дня (начало Семенин) в деревнях, кроме хороводов, делались и делаются (по сей день – по Любецкому) «опашки», «братчины», «окладчины» и «ссыпчины».
«Братчина» - когда для общего пиршества (братчины, братина – сосуд для вина в форме ковша, из которого отпивают самые знатные гости) варят вскладчину пиво и приготовляют к столу русские кушанья. (Этот обычай зародился еще в языческие времена, а слова «братчина» и «братина» родственны словам «брат», «братство». – мои прим.).
«Окладчина» - это приглашение домохозяина соседей своих для закладки новой избы, для чего приглашается и священник (с окладом).
В некоторых русских деревнях существовал особый обычай – «обжинки» (от слова «жать»). Поселяне выбирали первый и последний сноп (с нового урожая), одевали его в сарафан и кокошник, называли его «именинником» и относили на барский двор, где их угощали вином и брагой.
В некоторых южных местах России (особенно в Серпухове – прим. Любецкого) девушки совершали древний обряд: хоронили мух, клопов и тараканов в морковных, репных, редечных и свекловичных «гробах». Это был странный и смешной обряд, потому что девушки-невесты и молодицы собирались на эти «похороны», разодетые в лучшие свои наряды. И погребали докучливых насекомых с притворным воем и плачем. Между тем парни-женихи выглядывали на этом обряде себе невест.
В некоторых местах, в этот же Семен день, оканчивают «заламывание ульев», и к тому времени туда съезжаются «прасолы» для покупки мёда.
Далее происходит «капустание» (капустники). Разряженные девушки ходят с песнями из дома в дом «рубить капусту», где их угощают разными «заедками», «верхосытом».
--- ---
КРУГ ПРАЗДНИКОВ НОВОЛЕТИЯ
(даты по ст. ст.)
«ТАБЕЛЬ-КАЛЕНДАРЬ на 1916 год*.
*) Часть до *** перенесена вперед, согласно Церковному календарю – мои прим.
1 сентября – Новолетие (с XV века – прим.)
8 сентября – Рождество Пресвятой Богородицы (21 сентября по н.ст. – прим.)
14 сентября – Воздвижение Креста Господня
26 сентября – Святого Апостола и Евангелиста Iоанна Богослова
1 октября – Покров Пресвятой Богородицы (14 октября по н.ст. – прим.)
5 октября - Тезоименины Е.И.В. Государя Наследника Цесаревича и Великого Князя Алексея Николаевича
21 октября – Восшествие на Престол Государя Императора (Николая II – прим.)
22 октября – Казанской иконы Божьей Матери
14 ноября – Рождение Е.И.В. Государыни Императрицы Марии Федоровны
21 ноября – Введение в храм Пресвятой Богородицы
6 декабря – Святого Николая Чудотворца. Тезоименины Е.И.В. Государя Императора (Николая II – прим.)
* * *
25-27 декабря – Рождество Христово (6-8 января по н.ст. – прим.)
6 января – Богоявление Господне
13 января – Новый Год (по ст.ст. – прим.)
2 февраля – Сретенье Господне
19 февраля – Освобождение крестьян от крепостной зависимости
19-20 февраля – Масленица (4-5 марта по н.ст. – прим.)
25 марта – Благовещение Пресвятой Богородицы
3 апреля – Вход Господен в Иерусалим
7-9 апреля – Четверг, Пятница и Суббота Страстной недели
10 апреля – Святая Пасха Христова
10-16 апреля – Дни Светлой недели
23 апреля – Тезоименины Е.И.В. Государыни Императрицы Александры Федоровны
6 мая – Рождение Е.И.В. Государя Императора (Николая II – прим.)
9 мая – Перенесение мощей Святого Николая Чудотворца
14 мая – Коронование И.И.В. (Их Императорских Высочеств – прим.)
25 мая – Рождение Е.И.В. Государыни Императрицы Александры Федоровны
29 мая – День Святой Троицы
30 мая – День Святого Духа
29 июня – Святых Апостолов Петра и Павла
22 июля – Тезоименины Е.И.В. Государыни Императрицы Марии Федоровны
30 июля – Рождение Е.И.В. Государя Наследника Цесаревича и Великого Князя Алексея Николаевича
6 августа – Преображение Господне
15 августа – Успение Пресвятой Богородицы
29 августа – Усекновение Главы Иоанна Предтечи
30 августа – Святого Александра Невского (5 сентября по н.с. – прим.)
»
// Вся Москва. Адресная и справочная книга на 1916 год.
---------------- -----------
*) Старое русское Новолетие делит год на две части: Богородичную и Христову. Преддверие мира до Рождества Христова и мир после Рождества Спасителя.
Замечательно, что церковный русский «Табель-календарь» 1916 года заканчивался днем Святого Александра Невского, отстоявшего Русь в самом начале ее пути.
Хотя жаль, что не так памятен был день Святого Равноапостольного князя Владимира. Между тем…
«Празднование святому равноапостольному Владимиру было установлено святым Александром Невским после того, как 15 мая 1240 года, помощью и заступлением святого Владимира, была им одержана знаменитая Невская победа над шведскими крестоносцами.
Но церковное почитание святого князя началось на Руси значительно ранее. Митрополит Иларион, святитель Киевский († 1053), в "Слове о законе и благодати", сказанном в день памяти святого Владимира у раки его в Десятинном храме, называет его "во владыках апостолом", "подобником" святого Константина, и сравнивает его апостольское благовестие Русской Земле с благовестием святых апостолов.
Имя и дело святого равноапостольного Владимира, которого народ назвал Красным Солнышком, связано со всей последуюшей историей Русской Церкви. "Им мы обожились, и Христа, Истинную Жизнь, познали", – засвидетельствовал святитель Иларион. Подвиг Святого Владимира продолжили его сыновья, внуки, правнуки, владевшие Русской землей в течение почти шести столетий: от Ярослава Мудрого, сделавшего первый шаг к независимому существованию Русской Церкви – до последнего Рюриковича, царя Феодора Иоанновича, при котором (в 1589 году) Русская Православная Церковь стала пятым самостоятельным Патриархатом в диптихе Православных Автокефальных Церквей».
Для того чтобы понять, что есть Православное мироощущение для русских, хочу привести слова русского философа И.А. Ильина.
«Православие научило нас освещать молитвой каждый миг земного труда и страдания: и в рождении, и в смерти; и в молении о дожде, и в окроплении плодов; и в миг последнего, общего молчаливого присеста перед отъездом; и в освящении ратного знамени, и в надписи на здании университета; и в короновании Царя, и в борьбе за единство и свободу Отчизны. Оно научило нас желанию быть Святой Русью».
(Ильин, И.А Собрание сочинений. М., 2001. С. 273).
* * *