
Иллюстрация из свободных источников. Ришар Бурле
Сведения, доступные современному русскоязычному читателю о всемирно известно французском художнике Ришаре Бурле, весьма скупы. Он родился во Франции в 1957 г., сначала учился в Школе изящных искусство в Ницце, в 20 лет поступил в Национальную высшую школу изящных искусств в Париже, которая была открыта еще при Людовике XIV. Среди ее выпускников основатели импрессионизма П.О. Ренуар и К. Моне, импрессионист Э. Дега, основатель неоимпрессионизма Ж.-П. Сёра и многие другие значимые фигуры европейского изобразительного искусства.

Иллюстрации из свободных источников. Ришар Бурле




Женские портреты – любимый жанр Ришара Бурле. Условно их можно поделить на два цикла – «Дамы в синем» и «Дамы в красном».
Какие они, дамы в синем? Преимущественно брюнетки, но среди них есть и рыжеволосые. Преобладают портреты европеек, но встречаются и изображения прекрасных мулаток. Они миновали юный возраст, их женская красота достигла периода расцвета. Дамы в синем знают свою ценность и несут ее в этот мир с достоинством. Они чувственны, но целомудренны. На всех отобранных мною портретах губы дам в ярко-красной помаде или помаде винного оттенка. Причем героини укутаны в одежду с головы до ног. Любопытно, что открытое плечо или обнаженная шея встречается на портретах чаще, чем кисть руки. Это своего рода показатель недоступности для всех других мужчин, кроме единственного.

Иллюстрации из свободных источников. Ришар Бурле




В их мире правит текстиль во всех его проявлениях. События разворачиваются на фоне тканых обоев, напольных и настенных ковров, подушек и простыней. На женщинах удивительные, порой фантастические головные уборы: огромная шляпа или маленькая шляпка, тюрбан и французский чепец. Женщина одета по-домашнему или готовится выйти на зимнюю улицу. Она безразлична к кольцам, ожерельям и браслетам. Единственные ее украшения – цветы, кажется, созданные из фетра, – связаны с головными уборами.

Иллюстрации из свободных источников. Ришар Бурле


Сейчас хочу поделиться теми открытиями, которые сделала лично в его синем цикле. Ришар Бурле обладает несомненными энциклопедическими знаниями в области искусства. Это видно по его полотнам. В трех портретах Ришара Бурле я увидела обращение к работам других всемирно известных художников.




Искусствоведы, как и литературоведы, тоже видят цитирование в живописи. В частности, в портретах они обнаруживают цитирование в позах, повороте головы, схожих деталях одежды. Посмотрите на портрет, расположенный ниже. Самое очевидное цитирование, правда? Такое узнаваемое. Что приходит на ум? Нидерландский живописец Ян Вермеер! Его работа «Девушка с жемчужной сережкой» (ок. 1665 г.). У героинь Вермеера и Бурле одинаковые позы – поворот головы вполоборота, схожие головные уборы, полностью покрывающие волосы, полуоткрытые губы, укутывающая тело одежда, воротник-стойка. Только Вермеер изображает юную девушку, а героиня Бурле старше. Шея девушки Вермеера слегка открыта, в работе же Бурле закрыта полностью.

Иллюстрация из свободных источников. Ришар Бурле

Ян Вермеер «Девушка с жемчужной сережкой». Иллюстрация из свободных источников
Еще одно цитирование, правда, менее очевидное. Нужно всмотреться, чтобы увидеть его. Это цитирование портрета М. Врубеля «Царевна Волхова» (1897–1898 гг.). На головах у обеих героинь сложные короны со свисающими ряснами. Правда, у царевны они жемчужные, а у дамы в синем – условно цветочные, их длина соотносится с длинными распущенными волосами врубелевского персонажа. Обе героини изображены в полный рост. И у обеих опущены вниз руки. Хотя Ришар Бурле в свойственной ему манере полностью укрывает руки героини, пряча их под длинным одеянием. Длинное одеяние и на героине М. Врубеля. Отличие двух портретов – в направлении взгляда. Если Царевна Волхова смотрит в сторону, то взор Дамы в синем обращен на зрителя.

Иллюстрация из свободных источников. Ришар Бурле

Иллюстрация из свободных источников. М. Врубель «Царевна Волхова»

источник