
Отвечает Дарья Федосова, автор портала «Культура.РФ»
«Языком» называют ту часть колокола, благодаря которой появляется звон. И если этот язык хорошо подвешен, то и звон колокол издает громкий, ясный.
Когда мы встречаем человека, который легко и остроумно изъясняется, мы говорим: «Язык у него хорошо подвешен». Так описывают людей красноречивых, уверенных в себе, которые свободно общаются в любой компании и не стесняются размышлять вслух.
История этого фразеологизма хорошо известна исследователям. «Языком» называют ту часть колокола, благодаря которой появляется звон. И если этот язык хорошо подвешен, то и звон колокол издает громкий, ясный.
Так и человек с «хорошо подвешенным языком» говорит легко и интересно. Ну а если, напротив, кто-то с трудом изъясняется, то про такого скажут: «Язык плохо подвешен».
Это выражение часто используется не только в разговорной речи, но и в литературе. Так, в романе Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита» прокуратор говорит Иешуа:
❞Не знаю, кто подвесил твой язык, но подвешен он хорошо.❞
В русском языке есть множество выражений со схожим значением. Например, «за словом в карман не полезет». Его этимология также интересна: «карманом» на Руси называли маленький мешочек, который крепили к поясу.
Он служил для хранения важных мелочей, так как привычных нам карманов на одежде еще не существовало. И на то, чтобы что-то достать из этого кармана, уходило немало времени: нужно было распутать многочисленные веревочки и узелки.
Поэтому, когда человек с легкостью находил нужные слова в беседе, про него говорили: «За словом в карман не полезет».
❞За словом в карман не ходите: умница! С вами не скучно.
Иван Гончаров. «Обрыв»❞
Однако излишнюю разговорчивость в старину осуждали — так появилось выражение «язык без костей». Тогда люди думали, что в языке есть кости и поэтому он устает. А если человек разговаривал без умолку, то его описывали с помощью этого фразеологизма.
❞Вот язык-то у тебя без костей, вот уж без костей; так и болтает, так и болтает.
Александр Островский. «Не было ни гроша, да вдруг алтын»❞

Николай Дмитриев-Оренбургский. Встреча. 1888
Одесский художественный музей, Одесса, Украина

Борис Кустодиев. Агитатор (Человек с поднятой рукой). 1906
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Николай Касаткин. Перекупка. 1889
Государственная Третьяковская галерея, Москва

Алексей Венецианов. Встреча у колодца. 1843
Азербайджанский национальный музей искусств, Баку, Азербайджан

Ефим Чепцов. Соседки (Сплетницы). 1913
Иркутский областной художественный музей им. В.П. Сукачева, Иркутск

Константин Маковский. Рассказы деда. 1881
Государственный музей изобразительных искусств Республики Татарстан, Казань

Неизвестный художник. Слушают рассказчика. XIX век
Иркутский областной художественный музей им. В.П. Сукачева, Иркутск

Николай Григорьев. Поморка-сказительница. 1920–30-е
Государственное музейное объединение «Художественная культура Русского Севера», Архангельск

Сергей Бузулуков. Выступление Маяковского на заводе. 1953
Научно-исследовательский музей при Российской академии художеств, Санкт-Петербург

Иван Богданов. Разговор. 1894
Пензенская областная картинная галерея им. К.А. Савицкого, Пенза

Константин Тихомиров. Купец. 1874
Севастопольский художественный музей им. М.П. Крошицкого, Севастополь, Республика Крым

Александр Орловский. Торговец корзинами в Петербурге. 1825
Государственный музей А.С. Пушкина, Москва

Рудольф Жуковский. Торговец и купчиха. 1842–1843
Музей Москвы, Москва

Николай Кощевский. Мелкий торговец. 1901
Приморская государственная картинная галерея, Владивосток

Зинаида Серебрякова. Торговец фруктами. 1928
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Источник

|
|
|