ПРИТЧА О ЗВАННЫХ НА БОЛЬШОЙ УЖИН
Евангелие от Луки, гл. 14, ст. 16 – 24.
Один человек сделал большой ужин, и звал многих; и когда наступило время ужина, послал раба своего сказать званым: идите, ибо уже все готово. И начали все, как бы сговорившись, извиняться. Первый сказал ему: я купил землю и мне нужно пойти посмотреть её; прошу тебя, извини меня. Другой сказал: я купил пять пар волов и иду испытать их; прошу тебя, извини меня. Третий сказал: я женился и потому не могу придти. И, возвратившись, раб тот донес о сем господину своему. Тогда, разгневавшись, хозяин дома сказал рабу своему: пойди скорее по улицам и переулкам города и приведи сюда нищих, увечных, хромых и слепых. И сказал раб: господин! Исполнено, как приказал ты, и ещё есть место. Господин сказал рабу: пойди по дорогам и изгородям и убеди придти, чтобы наполнился дом мой. Ибо сказываю вам, что никто из тех званных не вкусит моего ужина, ибо много званых, но мало избранных.
Притча говорит о том, что не все верующие в Бога удостаиваются Царства Небесного.
Кто разумеется под именем человека, устроившего вечерю? – Бог.
Кто званые на вечерю? – Во-первых иудеи, а во вторых все вообще верующие в Бога истинного.
Кто разумеется под именем раба, которого господин послал для приглашения на вечерю? – Сын Божий, Господь Иисус Христос, а также все провозвестники воли Божией: пророки, апостолы, пастыри и учители, через которых Господь многократно призывал и призывает людей в Царство Свое.
Что означает отречение званых от вечери? – В отношении к иудеям – означает неверие их в Иисуса Христа; а в отношение ко всем верующим – беспечность в делах веры и неисполнение заповедей Божиих, по пристрастию к земным вещам.
Что означают те причины, по которым званые отрекаются от вечери? – Означают те многоразличные предлоги, какие обыкновенно представляют в своё оправдание люди холодные к вере и небрежные в исполнении своих обязанностей.
Кто разумеется под именем тех, которые приглашаются после отречения званых на вечерю? – В отношении к иудеям – грешники и мытари и обращенные к вере Христовой из язычества; а в отношении ко всем верующим, иудеям и христианам, - люди смиренные и незнатные, нищие духом (Матф. 5,3) и богатые верою (Иак. 2,5).
Чему научает нас притча? – Тому, что пристрастие к мирским благам пагубно для спасения, что верующий в Бога должен любить Его более всего, и не под какими предлогами, не только худыми, но даже и такими, которые сами по себе не заключают в себе ничего предосудительного, не должен никогда отказываться от исполнения своих обязанностей в отношении к Богу.