Прощения, из которых состоит молитва Господня, - прошение даров духовных, приобретённых человечеству Искуплением. Нет слова в молитве о плотских временных нуждах человека.
Молитва Господня не делает ненужными или излишними прочих молитвословий, принятых и установленных Святой Церковью; она составляет сущность их, она служит правилом для них, она научает нас, что и в прочих молитвах наших мы должны просить у Бога одних духовных благ.
Кто с постоянством и благоговением занимается внимательной молитвой, произнося слова её громко или шепотом, заключая ум в слова, кто при молитвенном подвиге отвергает все помыслы и мечтания, не только греховные и суетные, но по видимости и благие, тому… Господь дарует в свое время умную, сердечную и душевную молитву.
При молитве нужно, чтобы дух соединился с умом и вместе с ним произносил молитву, причём ум действует словами, произносимыми одной мыслью или с участием голоса, а дух действует чувством умиления или плача.
Приноси Богу молитвы тихие и смиренные, а не пылкие и пламенные. Когда сделаешься таинственным священнослужителем молитвы, войдёшь в Божию Скинию и оттуда наполнишь священным огнём молитвенную кадильницу. Огонь нечистый – слепое, вещественное разгорячение крови – воспрещено приносить Всесвятому Богу.
Тот, кто желает раскрыть в себе глубокое чувство покаяния, употребляет в орудие к достижению такого состояния краткую молитву, произнося её со всевозможным вниманием и благоговением.
Стремись к стяжанию чистой молитвы, соединённой с чувством покаяния и плача, с воспоминанием о смерти, о Суде Божием. Такая молитва, соединённая с такими воспоминаниями, есть непогрешительное, превосходное богомыслие.