[403x528]Евангелие от Матфея, гл. 18, ст. 23-35.
Царство Небесное подобно царю, который захотел сосчитаться с рабами своими; когда начал он считаться, приведён был к нему некто, который должен был ему десять тысяч талантов; а как он не имел, чем заплатить, то государь его приказал продать его, и жену его, и детей, и всё, что он имел, и заплатить; тогда раб тот пал, и, кланяясь ему, говорил: государь! Потерпи на мне, и всё тебе заплачу. Государь, умилосердившись над рабом тем, отпустил его и долг простил ему. Раб же тот, выйдя, нашёл одного из товарищей своих, который должен был ему сто динариев, и, схватив его, душил, говоря: отдай мне, что должен. Тогда товарищ его пал к ногам его, умолял его и говорил: потерпи на мне и всё отдам тебе. Но тот не захотел, а пошёл и посадил его в темницу, пока не отдаст долга. Товарищи его, видев происшедшее, очень огорчились и, придя, рассказали государю своему всё бывшее. Тогда государь его призывает его и говорит: злой раб! Весь долг тот я простил тебе, потому что ты упросил меня; не надлежало ли и тебе помиловать товарища твоего, как и я помиловал тебя? И, разгневавшись, государь его отдал истязателям, пока не отдаст ему всего долга.
Так и Отец Мой Небесный поступит с вами, если не простит каждый из вас от сердца своего брату своему согрешений его.
Поучение этой притчи: которые не хотят оказать милосердия ближнему, и сами не могут ожидать милости от Бога.
Кого означает первый слуга? – Означает грешника, начинающего сознавать опасность своего состояния и боящегося наказания, но всё-таки надеющегося спастись своими собственными силами.
Что он говорит? – потерпи на мне, и всё тебе заплачу.
Мог ли он это исполнить? – Нет. Долг его был слишком велик.
Что делает царь? – По своему милосердию он прощает ему долг.
Какое общее наставление мы можем извлечь из этого? – То, что Бог, ради заслуг возлюбленного Сына Своего, готов прощать кающихся грешников.
Чему нас должна научить разница между ста динариями и десятью тысячами талантов? – Тому, что все вины ближних перед нами слишком малы в сравнении с нашими грехами против Бога.
Что доказывает жестокий поступок первого слуги против своего собрата? – То, что сердце его не переменилось.
Чему научает нас его наказание? – Тому, что жестокосердие есть тяжкий грех, и что Бог строго наказывает жестокосердие даже против тех, которые нас оскорбляют.
Вообще, притча показывает, что мы должны смиренно просить у Бога прощения наших грехов, ради Иисуса Христа, и должны быть терпеливы и снисходительны ко всем, кто каким бы то не было образом обидел или оскорбил нас.