• Авторизация


Михаил Осипович Эйзенштейн 26-04-2016 15:52 к комментариям - к полной версии - понравилось!

Это цитата сообщения Artnews Оригинальное сообщение

Михаил Осипович Эйзенштейн

Михаил Осипович Эйзенштейн — российский архитектор, профессиональный инженер, один из корифеев рижского модерна, директор департамента путей сообщения Лифляндской городской управы, отец реформатора советского киноискусства Сергея Михайловича Эйзенштейна.

Дата рождения  5 сентября 1867

Дата смерти 2 июля 1921 (53 года)

 

[показать]

 

Фронтон, ул. Элизабетес, 10б

 

[показать]

Будущий зодчий родился в Санкт-Петербурге, в купеческой семье. Согласно наиболее распространенной версии, по отцовской линии Михаил Эйзенштейн происходил из семьи евреев, нгда переселившихся в столицу из Германиии принявших христианскую веру; по материнской линии — из обрусевшей семьи шведского происхождения. Михаил Эйзенштейн поступил в столичный Институт гражданских инженеров и закончил его с отличием, получив диплом гражданского инженера.

В Ригу архитектор приехал в 1893 году, руководствуясь сугубо профессиональными целями. Через какое-то время он занял ответственный пост в Прибалтийском ведомстве, связанном с управлением государственным имуществом. Вскоре перспективный выпускник инженерного института получает новое назначение — на пост председателя отдела путей сообщения и работает в учреждении городской управы. Это ведомство было «общелифляндского» масштаба, соответственно, в руках у Эйзенштейна находилось всё губернское сообщение.

Архитектура являлась частным хобби высокопоставленного чиновника и, предаваясь своему увлечению, Эйзенштейн в первые десять лет двадцатого века спроектировал, по различным данным, от 15 до 53 домов в пределах Риги, большая часть которых располагается в центральном районе города (улицы Альбертовская, Стрелков,Елизаветинская), в котором располагались преимущественно доходные дома. Эти здания являлись таковыми и по архитектурной планировке, которая была разработана в 30-е года позапрошлого века создателями городских ансамблях Европы, и по принципу функционирования (квартиры группировались вокруг коридоров-галерей по периметру лестничных клеток и сдавались домовладельцами в наём, поэтому их называют и съёмными). Необходимость в строительстве таких домов появилось в Риге на рубеже веков в связи с возрастающей численностью населения, испытывавшего нужду в жилье. Весь исторический центр Риги заполнен домами подобного типа со схожими архитектурными особенностями в плане планировки и отделки фасадов...

..Наиболее значительные сооружения Эйзенштейна, которые обычно демонстрируются туристам — три здания по Елизаветинской улице (ныне Элизабетес) под номерами 10а, 10б, 33. О доме на Елизаветинской 10б, признанном современными исследователями творческого наследия рижского мастера визитной карточкой столичного модерна, Сергеем Эйзенштейном было замечено буквально следующее: «Папа — растягивавший человеческие профили на высоту полутора этажей в отделке углов зданий. Вытягивавший руки женщин, сделанных из железа водосточных труб, под прямым углом к зданию и с золотыми кольцами в руках. Как интересно стекали дождевые воды по их жестяным промежностям». Кстати, лица предполагаемой «Евы» или некой оперной дивы, как предполагали скрупулёзные комментаторы, достигают 4,3 метров в длину. А что касается «железных» дев, то они были безжалостно ликвидированы партийными функционерами из департамента культуры в Советский период, как утверждает непроверенная легенда, с молчаливого согласия сына. Другая версия гласит, что скульптурные женские композиции были низринуты во время сильного шторма при откровенно загадочных обстоятельствах.

В основном доходные дома, спроектированные Эйзенштейном, принадлежали людям с репутацией проверенных бизнесменов: Богуславский, Лебединский, Ильишевский, Лубе. Известный статский советник Лебединский был сказочно богат, часто бывал в гостях у Эйзенштейна и являлся его постоянным клиентом. Другие строения: пять домов с нечётной стороны улицы Альберта (2, 2а, 4, 6, 8) (рациональный модерн).

О Доме на Альбертовской 2а можно сказать, что скульптурные изображения двух колоритных сфинксов, обрамляющие входы, некогда были зарисованы ещё очень маленьким Сергеем Эйзенштейном. Впоследствии, став взрослым, он побывал в Алупке, где его внимание не могли не привлечь изображения крылатых львов. В своём всемирно известном творении — немом фильме «Броненосец „Потёмкин“» он использовал «крылатые» скульптурные мотивы, органично вкрапив их в панораму действия на одесской лестнице. Этот дом знаменателен ещё потому, что в нём прожил свои детские годы основоположник нового философского направления Исайя Берлин, родившийся в Риге. Об этом гласит мемориальная доска на здании.

Также его архитектурному перу принадлежит угловое здание по улице Альбертовской, 13 и здание на улице Стрелков, где ныне располагается Высшая школа юриспруденции. Эти здания как будто выполнены в стиле декоративного модерна, однако их не могла не затронуть инженерная составляющая творчества Эйзенштейна. О доме, отреставрированном меценатом Евгением Гомбергом, Эйзенштейн-младший высказывался в следующем ключе: «Папа — победно взвивавший в небо хвосты штукатурных львов — lions de plâtre, нагромождаемых на верха домов».

Необычный декор Эйзенштейна, условно именуемый знатоками направления модерна как «туловище угря», «удар кнута», «женские подвязки», был адаптирован им в оригинальной манере. Ансамбль строений Эйзенштейна предстает энциклопедией городского быта среднего слоя населения Риги, а также по нему чрезвычайно ярко можно прочесть мировоззрение автора. Парадоксально, однако почему-то в первую очередь, начиная разговор о развитии и распространении модерна в Риге, упоминают имя Михаила Осиповича Эйзенштейна, в то время как существует большое количество архитекторов, построивших на порядок больше домов. Возможно, определённым образом оказывает влияние уровень раскрутки, но вопреки фактору раскрутки нельзя не признать таланта мастера, благодаря которому Рига по праву может считаться одной из метрополий архитектурного модерна
 
 
Рижский модерн
 

[800x600]

Дом на улице Элизабетес, 10b

[показать]

[показать]

[показать]

 

[показать]

 

[показать]

[показать]

[800x599]

 

[показать]

 

 

[показать]

Ул. Стрелниеку, 4а

[показать]

 

[показать]

 

[показать]

Ул. Маргриетас, 16

 

 

[показать]

Ул. Элизабетес, 33

 

[показать]

 

[показать]

 

[показать]

Ул. Элизабетес, 10а (1903), доработка фасада в проекте К.Пекшенса

[740x555]

 

[740x555]

 

[показать]

Ул. Алберта, 8

 

[показать]

 

[показать]

 

 

 

[показать]

Ул. Алберта, 4

[показать]

[показать]

 

[показать]

Ул. Алберта, 13

 

 

[показать]

 

[показать]

 

[показать]

 

[показать]

 Ул. Алберта, 2

 

[показать]

Ул. Алберта, 2а

 

[показать]

 

[показать]

Ул. Бривибас, 99

[показать]

 

[показать]

 

[показать]

 

[показать]

источник:

 

 

 

 

 

 

вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Михаил Осипович Эйзенштейн | Frida-SvSt - Дневник Frida-SvSt | Лента друзей Frida-SvSt / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»