Ансамбль Екатерининского дворца Царского Села вместе с прилежащим к нему парком являются своеобразной визитной карточкой города Пушкина. Трудно поверить, что до 1710 года здесь было захваченное шведами финское селение, которое они именовали Сарис гоф (в финском варианте — Саари Мойс, а в русском — более знакомый нам вариант Саарская мыза, обозначавший, что в селении имеется господский дом на возвышенном месте). В шведских документах говорится о небольшой деревянной усадьбе и скромном саде с двумя перпендикулярными аллеями.
С 24 июня 1710 года новой владелицей селения стала будущая жена Петра I Екатерина Алексеевна (Марта Скавронская), а в 1717 году она начинает постройку дворца — будущей загородной резиденции многих российских царей. А 1720 год считается годом закладки Екатерининского парка.
Большой Екатерининский дворец. Русское барокко. Ф.Б. Растрелли 1748
[700x525]
[700x525]
[700x525]
[700x525]
[700x525]
[700x525]
[700x525]
Комплекс «Адмиралтейство» был построен в Екатерининском парке Царского села в 1773 году по проекту архитектора Василия Ивановича Неелова. Первоначально комплекс состоял из четырех павильонов, но до нашего времени дошли только три.
Адмиралтейства являются яркими образцами европейского готического стиля, так полюбившегося Неелову за время обучения в Англии. Фасады зданий выдержаны в скромном, даже несколько строгом стиле, неоштукатуренные стены из красного кирпича образуют зубчатые парапеты и полукруглые башенки. Оригинальность зданиям добавляют большие оконные проемы с белыми наличниками, которые вытянуты в сторону крыш и заканчиваются острыми углами.
Павильон Турецкая баня, расположенный в Екатерининском парке, был возведен в 1852 году по указу Николая I в память победы в русско-турецкой войне
Строительство Турецкой бани имеет свою историю. Первый проект павильона был представлен Николаю I зодчим К. М. Росси в 1848 году. Однако императору он не понравился, и разработка нового проекта была поручена архитектору И. А. Монигетти. Монигетти трудился над проектом павильона целых 2 года — с 1848 по 1850 годы. Дальнейшее строительство Турецкой бани велось под руководством архитектора А. М. Камуцци.
[700x525]
[700x525]
[700x525]
[700x525]
[700x525]
В 1770 - 1772 годах по проекту архитектора В. Неелова был возведен один из первых павильонов пейзажной части Екатеринского парка — Пирамида. В 1774 году он был разобран до основания и отстроен заново Ч. Камероном в 1782-1783 годах.
Пирамида построена из кирпича и облицована тесаным гранитом; ее лицевую часть прорезает вход, а по углам стояли четыре колонны на пьедесталах, тела которых были вытесаны из серого уральского мрамора.
Внутреннее помещение павильона перекрыто сферическим куполом с отверстием в центре для освещения и вентиляции; в стенах павильона устроены полуциркульные и прямоугольные ниши для хранения урн.
С противоположной от входа стороны, у подножия Пирамиды, погребены три любимые собачки Екатерины II — Том-Андерсон, Земира и Дюшес. Места погребения были отмечены досками из белого мрамора с высеченными на них эпитафиями.
[700x525]
[700x525]
[700x525]
В районе Большого пруда, в пейзажной части Екатерининского парка, расположен Мраморный, или Палладиев мост, или Сибирская мраморная галерея. Мост поставлен над узким протоком, соединяющим Большой пруд и несколько небольших прудов, вырытых в 17б9 - 1770 годах.
В этом месте был искусственно создан архипелаг из 7 островков, на которых в пестро раскрашенных по рисункам А. Ринальди маленьких домиках жили лебеди. Острова и пруды и по сей день сохраняют название Лебяжьих.
Образцом для Мраморного моста, созданного по модели В. Неелова, послужил мраморный мост в усадьбе Уилтон, в Англии, воспроизводивший известный проект А. Палладио.
В начале 1770-х годов по этой модели В. Неелова (несколько отличавшейся от оригинала) на Екатеринбургской гранильной фабрике уральские камнерезы под руководством мастера В. Тортори вытесали из местного голубовато-серого горношитского и белого становского мрамора колонны, капители, тумбы, балясины и другие детали. Облицовки устоев была выполнены из серовато-розового гранита.
Постройка фундаментов Мраморного моста датируется 1773 годом; в 1774 году мост был собран в Царском Селе мастером В. Тортори и его помощниками И. Ивановым, И. Григорьевым, П. Петровским и Ф. Шахуриным уже из готовых деталей.
Мраморный мост представляет собой колоннаду, установленную на гранитном основании, с расходящимися по обе стороны лестницами. По сторонам большой и пологой центральной арки расположены малые полуциркульные арки. Верхняя часть моста образована двумя квадратными в плане павильонами, поставленными над арочными пролетами. Павильоны связаны друг с другом колоннадой из легких и стройных ионических колонн. Промежутки между их пьедесталами забраны балюстрадами из фигурных балясин.
[700x525]
[700x525]
[700x525]
[700x525]
[700x525]
[700x525]
[700x525]