Это цитата сообщения
Привалова Оригинальное сообщениеО зависти...
«Необоснованная ненависть = обоснованная зависть» – увидела это сообщение пользователя PKFNF на Лиру, в частности, в цитатнике у моего друга Игоря Торгачкина, фотографа, очень умного и доброго человека, и поняла: мир, конечно, я не изменю, но капельку своего отношения добавлю…
Очень боюсь этих качеств в людях, сама зависти ни к кому не испытываю, тем более ненависти, гоню их подальше от себя…
[показать]
В Словаре по этике читаем: "Зависть — это чаще всего неприязненное, враждебное отношение к успехам, популярности, моральному превосходству или преимущественному положению другого лица. Такое понимание зависти как «враждебной», «черной», идет от философов, которые считают, что зависть всегда агрессивна".
[показать]
Сергей Панин. "Зависть"
С точки зрения психологии, зависть — это проявление мотивации достижения, при которой чьи-либо реальные или воображаемые преимущества в приобретении социальных благ, материальных ценностей, успеха, статуса, личных качеств воспринимаются субъектом как угроза ценности собственного «Я» и сопровождаются аффективными переживаниями и действиями.
Однако даже «черная» зависть может остаться одномоментной, ситуативной эмоцией, главное — не допустить ее трансформации в эмоциональную установку, то есть в чувство. Такое может случиться, если зависть устойчива по отношению к какому-то объекту. Так что не зацикливайтесь на том, что кто-то где-то преуспел, иначе вы рискуете скатиться по черной лестнице вниз. Первая ее ступенька — социальное сравнение, потом — восприятие чужого превосходства, переживание досады, огорчения, а то и унижения по этому поводу. Лучше всего не культивировать в себе такое чувство, иначе вы и сами не заметите, откуда возьмется неприязненное отношение или даже ненависть к тому, кто превосходит, желание или причинение ему вреда и даже желание или реальное лишение его предмета превосходства.
[показать]
Ярощак Романа. "Зависть"
Наличие злобной зависти свидетельствует о неспособности завидующего достичь того уровня, на котором находится другой человек, это проявление своего бессилия. Еще одна причина «черной» зависти — «каузальное заблуждение», то есть восприятие человека, имеющего превосходство, как причину собственных неудач и униженного положения. В случае злобной зависти человек хочет унизить другого. До собственного уровня или ниже.
[показать]
Дмитрий Плынов. "Зависть. Пятое измерение"
Киприан Карфагенский, когда писал «О зависти и ревности», отметил, что завистливым людям «не радостна пища, и питьё не может быть приятным, они постоянно вздыхают, стонут, скорбят. И как ревность никогда не оставляет завидующего, то сердце, днём и ночью обладаемое ею, терзается беспрерывно».
[показать]
Папинян Георгий. "РЕВНОСТЬ(зависть)"
И несмотря на то, что зависть входит в список семи смертных грехов, и на то, что чувство это доставляет массу неприятностей, до сих пор её не удалось изжить.
[показать]
Ланский Валерий. "Зависть делает слепым"
[показать]
Подгаевская Марина."Зависть"
[показать]
Силвю Парacкaн. "Зависть"
[показать]
Тихонова Ирина. "Зависть"
Интересно, что последовательность основных пороков со временем менялась. Ещё Папа Григорий Великий, живший в VII веке, при составлении списка опираясь на восемь помыслов Евагрия Понтийского, «печаль», которая была четвёртой в списке, заменил «завистью».
А в XIII веке Фома Аквинский использует последовательность, которая наиболее известна сегодня: лень, зависть, гнев, уныние, жадность, чревоугодие, блуд, где интересующее нас чувство уже на втором месте.
Рене Декарт считал зависть особым видом печали, смешанной с ненавистью, которую испытывают, когда видят благо у тех, кого считают недостойными этого блага. И с этой точки зрения, по мнению философа, её можно извинить, если чувство обращено против тех, в чьих руках полученное благо может обернуться злом. Но в тоже время, Декарт называл зависть пороком, представляющим собой природную извращённость, заставляющую людей досадовать при виде блага, выпавшего на волю других. По мнению французского философа, данное чувство, как никакое другое, вредит благополучию людей, отнимая радость не только у самого завистника, но и у тех, кто его окружает.
[показать]
Теодор Жерико. "Мономаническая зависть. Сумасшедшая". Около 1822.Музей изящных искусств, Лион.
Люди часто похваляются самыми преступными страстями, но в зависти, страсти робкой и стыдливой, никто не смеет признаться.
Франсуа де Ларошфуко
И действительно, зависть пробуждает в душах людей самые негативные чувства, похвастаться которыми может далеко не каждый. Ещё французский литератор и философ-материалист Клод Адриан Гельвеций писал: «Из всех страстей зависть самая отвратительная. Под её знаменем шествуют ненависть, предательство и интриги». Но не он один приписывал ей столько отрицательных черт. И для Бенедикта Спинозы зависть проистекает из великой ненависти, такой же, что вызывает гнев. И эти чувства, по его мнению, лишают нас пути к совершенству.
[показать]
Николя Пуссен. «Время спасает Истину от Зависти и Раздора»,
1642 г.
На страницах самых талантливых литературных произведений нашлось место этому человеческому греху. Джонатан Свифт, Оноре де Бальзак, Мольер, Александр Пушкин, Уильям Шекспир, Петрарка. Этот список можно продолжать практически бесконечно, потому что данная тема никогда не иссякнет и не потеряет свою актуальность. С помощью сатиры или трагедии пытались великие писатели донести до своих читателей всю тяжесть данного чувства для всех, кто с ней сталкивается.
[показать]
В средние века мир воспринимался в аллегориях и символах. Так и зависть изображалась в виде змеи, жабы, медузы, страшной старухи, её считали порождением дьявола. Такие образы использовались художниками, например, Джотто, для изображения этого пагубного чувства, которое своим ядом отравляет души людей. Тогда же зависть начали связывать с ложью, призванную закрывать, как маской, истинные чувства человека.
[показать]
Джотто. "Зависть"
[показать]
"По усиливающейся грубости противников можно, в известной степени, судить о размерах собственного успеха".
Герман фон Гельмгольц
Нельзя не вспомнить, что завидуют обычно тем благам, которыми хотят обладать сами, к чему имеются склонности. А уж демонстрировать это или нет – личное дело каждого.
Но главное, зависть может привести к деформации личности, что было замечено ещё много веков назад. Человек становится скрытным, тревожным, у него появляется чувство неполноценности. Хроническое течение зависти может вымотать организм до крайности не только в физическом, но и психологическом смысле. Но это касается, в первую очередь, «чёрной». Недаром в христианстве зависть относят к грехам, направленным против самого себя.
[показать]
Влада Ралко. "Зависть к реальности"
Ещё Иммануил Кант делил зависть на «чёрную» и просто недоброжелательность. Но другие исследователи этого явления выделяют ещё и восхищённую, или «белую», зависть. И если в первом случае завидующий стремится лишить блага другого, то в «белом» варианте враждебных чувств к обладателю желаемым не наблюдается. Скорее всего, именно такой вариант зависти и может привести к соревнованию для достижения цели.
Петер Куттер предлагает воспользоваться идеями Гёте и постараться самостоятельно получить желаемое, необходимо сформировать чувство собственного достоинства и уверенности в своих силах. «Завистнику следовало бы обратить внимание на собственные преимущества, которые он не замечает, зачарованный совершенствами человека, вызывающего его зависть», - пишет психоаналитик.
А можно принять к сведению совет немецкого философа:
Ты зависть не заставишь примириться,
Так можешь всласть над нею поглумиться.
Успех твой отравляет ей житьё,
Потешься же над муками её.
Артур Шопенгауэр
[показать]
Шелбаев Зураб. "Злоба, лицемерие, корысть, зависть играют в покер"
[показать]
Шелбаев Зураб. "Злоба, лицемерие и зависть едут в отпуск"
[показать]
Шелбаев Зураб. "Злоба, лицемерие и зависть в бане"
Марчевская Елена - психолог - консультант, член Профессиональной психотерапевтической Лиги и Европейской Ассоциации Трансактного Анализа (ЕАТА):
«Мне кажется, что когда мы пытаемся делить зависть на «белую» и «черную», мы немного лукавим. Потому что обычно после этого можно услышать «ну я-то белой зависть завидую» .. Нет, зависть она и есть зависть, а вот с чем ее часто путают, так это с ревностью Зависть – это когда «у тебя есть то, чего нет у меня, и я хочу, чтобы этого и у тебя не было».. А ревность – это когда «у тебя есть то, чего у меня нет, и я хочу, чтобы у меня это тоже было». Как видите, зависть – это разрушительное чувство, и, прежде всего, саморазрушительное. Потому что желать другому зла может только тот, кто окончательно разуверился в себе и своей жизни, кто «озверел» от отчаяния. И при этом обесценил собственные возможности сделать свою жизнь такой, какой хочет ее видеть. И все-таки, я считаю, признаться себе в том, что завидуешь кому-либо – это смелый шаг. Потому что именно с этого момента может начаться очень трудное, но всегда благодатное путешествие вглубь себя, когда человек открывает собственные способности и ресурсы, которые помогут ему стать творцом собственной жизни, почувствовать уверенность в себе. И тогда в душе у него просто не останется места для зависти, разве что – ревности, да и то…немного.
Я согласна с тем, что не бывает однозначно «плохих» или «хороших» чувств. Мы – люди, а, значит, ничто человеческое нам не чуждо. Важно, что мы делаем с этими чувствами, а заодно и со своей жизнью».
(Источник:
http://www.psynavigator.ru).
[показать]
Яковлев Алексей. "Зависть"
[показать]
Немецкий инквизитор П. Бинсфельд (1589) составил классификацию демонов, дифференцируя их по 7 категориям греха, характерным для человека: Люцифер олицетворял гордыню, Маммона - алчность, Асмодей - разврат, Сатана - гнев, Вельзевул - обжорство, Левиафан - зависть, Бельфегор - праздность.
[показать]
Левиафан – вымышленное, огромных размеров чудовище, олицетворявшее негативные аспекты морской стихии.
В христианстве Левиафан стал символом дьявола, а приблизительно с XII в. вход в ад изображался в виде разверзшихся челюстей морского монстра, внутри которого иногда стоял котел. Согласно христианской традиции, мясо Левиафана праведники будут есть на пиру после победы Мессии. В демонологии Левиафан – один из ангельских князей, ушедших вместе с Люцифером.
Он олицетворял порок зависти и покровительствовал еретичеству.
[показать]
«И если люди, возникшие на земле в долгом ходе веков, познали свою смертную долю и примирились с нею, ожидая, что по завершении земной жизни их души воссоздадутся в иных существах, то демоны земли не находили себе покоя, потому что зависть к богам, познавшим бессмертие, застилала темной пеленой их разум. И не на земле родилось это Черное чувство первыми, кто поддался зависти, были предки демонов асуры, жившие тогда еще на небесах»…
[показать]
Асура
Асуры (от санскр. и пали «असुर», тиб. lha.ma.yin, кит. 阿修罗) — в буддизме и индуизме — божества низкого ранга, иногда называются демонами, титанами, полубогами, антибогами, гигантами. В то время как боги сферы чувственного связаны с желаниями и переживаниями, асуры, завидуя богам, проявляют гнев, гордость, воинственность и хвастовство, их интересует власть и самовоздвижение.
[показать]
Мегера - самая страшная из трех эриний, богинь мщения, дочь Эреба и Никты, олицетворение зависти и гнева.
Изображали её в виде противной женщины со змеями вместо волос, с осклабленными зубами и бичом в руках. В переносном значении - злая и сварливая женщина (не только в русском, но и, например, фр. megere, итал. Megera).
Грех обычно изображался в виде женщины, которая ест сердце, вырванное из собственной груди (отсюда произошло английское просторечие «съешь свое сердце»), или свои внутренности. Ее обычный атрибут змея, иногда изображаемая с высунутым языком.
[показать]
Другие символы зависти - скорпион, «дурной глаз» и зеленый цвет («зеленая зависть»).
[показать]
Так что злобу, зависть и ненависть - эти сорняки души человеческой - нужно удалять из своего сердца безжалостно.
[показать]
Нестеров Валентин. "Сор-няки"
***
http://artnow.ru/ru/keyword/0/7106/0.html
http://bestiarium.aworld.ru/maska/bestia...
http://slovari.yandex.ru/dict/encsym/art...
http://slovari.yandex.ru/dict/encsym/art...
http://mith.ru/alb/lib/indmith32.htm
http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Cul...
http://farhang.al-shia.ru/zor_a.html