
Новая Москва.1937г.
Запах дождя и горячего асфальта. Аромат фиалок и душное дыхание солярки.
Снежная поземка на затемненной улице. Свежесть цветущего сада...
Тишина и томление весны. Угар и грохот московского лета. Радость зимнего вечера, синего, синего, манящего теплыми огнями окон. Прелесть осеннего утра, убранного каплями росы.
Шелест новых платьев. Цокот каблучков по доскам, перекинутым через лужи...
Первые звуки оркестра. Шепот притихшего зала. Пение ветра в лесах новостроек и смех девушек - штукатуров и маляров... Вздох актрисы и колдовской свет рампы... Звонок телефона, обещающий разлуку...
Весь этот поток звуков, запахов, красок охватывает вас, когда вы входите в мир сложный и простой, полный поэзии и будничности, радостей и печали. Мир трепетного ощущения необыкновенности обыкновенной жизни, дарящей ежеминутно, каждодневно все новые открытия, мир творчества художника Юрия Пименова.

Весеннее окно.1948
Есть какая-то особая, пименовская черта светло, романтически ощущать мир. Юрий Иванович признавал человеческую, а не казенную, заданность искусства. Его шпыняли, творили препоны, было трудно.

Огни университета
Новый год.1949
Юрий Пименов любил Москву, ее новь, ее людей. Живописец это свое чувство щедро отдает зрителю. Мастер открывает нам мир, к которому мы привыкли. Ведь каждодневно мы ходим, ездим в метро, на автобусах и автомашинах и зрим рядом этот интересный, увлекательный, чудесный мир.
Но, в отличие от детей, не устающих удивляться, многих из нас, закрученных текучкой, давно уже покинула радость удивления, радость новых открытий. В сутолоке занятости, в круговерти будней нам стал казаться привычным, примелькался этот вечно меняющийся, трепетный, прекрасный мир природы...
Мы часто говорим: утро, день или ночь... Но всегда ли мы замечаем, сколько бессчетных перемен таят в себе нюансы переходов из одного состояния дня в другое, сколько изумительных сочетаний открывается нашему глазу в острых силуэтах деревьев, домов, архитектурных ансамблей, словно вписанных в воздушную панораму движущихся облаков, феерического света восходов и закатов?
Всегда ли мы видим прелесть пейзажа современного большого города?
Ведь сколько жизненных коллизий открывает нам эта вечная драматургия обыденности.

Почта пришла. 1940
Черёмуха и незабудки. Портрет жены художника
[382x520]Пышка. 1955. |
Шляпы |

Завтрак

Раннее утро в Москве 1961
Ливень

Район завтрашнего дня

Первые модницы нового квартала.1961
Город... Великий волшебник и режиссер. Он показывает нам ежеминутно тысячи никогда не повторяющихся мизансцен, живых, полных движения человеческой души, отражающих все оттенки характеров и положений, от лирической взволнованности юности до суровой уравновешенности старости. Надо только видеть!
А это нелегко... Ибо наблюдатель, поэт и художник, живущий в каждом из нас, пока мы бываем детьми, потом, с годами, с превеликим тщанием изгоняется нами самими. И мы в большинстве своем становимся мудрыми скептиками и резонерами, которым не до цветов или закатов... Словом, как это ни грустно, такова логика жизни...
Большие художники и поэты помогают нам как бы вновь обрести это чувство, это состояние юной лирической возбужденности. Они заставляют нас властью своего искусства понимать всю огромную значимость слов - непреходящее в преходящем.
Учат нас замечать и любить прекрасное, столь обильно заключенное в мире, окружающем нас.
Полотна Пименова, полотна-новеллы, таят в себе свежесть неуставшей души художника, тонкость и в то же время широту обобщений. Его холсты помогают нам понимать поэзию прозы.

Окраина Москвы

Широкие пути
Бумажные цветы и первоцветы

Задумчивая девушка. 1965

Окно 1977

Даёшь тяжёлую индустрию.1927

Работницы Уралмаша на заводе

Работницы Уралмаша в ложе театра 1934

Антракт

Перед выходом на сцену





Перед танцами. 1966

Зеркало


Дипломаты 1932

Тихое кафе 1971

Шахматная партия 1962
Гостья фестиваля. 1957

Балкон


Новые номера 1963

Лирическое новоселье. 1965

В комнатах

Утро нового дня. 1964

Утренние покупки.1957
В гостях

Накрытый стол

В магазине.1973
Проливной дождь. Фрагмент. 1957

Венеция.Лавка соломенных шляп.1958
Одинокая продавщица цветов. Венеция. 1958
Цветочница

Женщина в гамаке.1934


Таня Пименова




Клубника с молоком

Девушки из магазина. 1965

Свадьба на завтрашней улице.1962
Токийское окно. 1975

Тропинки к автобусам 1966

Стюардесса


Спор

Футбол


Начало любви.1960

Ожидание.1959


Дальние дороги 1959


Калининград. Дождь.1968
"Каждый день нас охватывает поток жизни, — говорил Пименов, - порой он накрывает нас целиком энергией больших событий действительности, порою только задевает тихим краем, мокрой от дождя веткой, розовым облаком в вышине. Все, что встречается за день, огромно и поразительно разнообразно
Душа искусства - тонкая душа, и чем сложнее и умнее будет становиться человек, тем богаче и умнее будет становиться его искусство.
Искусство - дело интеллигентное, оно требует не умения ремесленника, а особого, сложного строя души..."