Евгений Клюев – яркий, самобытный продолжатель традиций литературного абсурдизма. Излагая замысловатые сюжеты своих стихотворений в юмористической манере, он затрагивает очень серьезные вопросы философии и логики. Принцип «обучать, играя» лег в основу его сборника стихотворений «Учителя всякой всячины», ориентированного на читателей дошкольного и младшего школьного возраста.
В сборник вошли 34 стихотворения, посвященные учителям детства поэта Е.Клюева. В предисловии к сборнику автор говорит о том, как родилась идея создать эти забавные стихи: «Сначала я совсем не хотел писать эту книгу, а хотел сделать вид, что сочинять небылицы, ловить мыльные пузыри, надувать шары, считать ворон, развертывать конфеты и все такое прочее я умел от рождения. Кто же поверит в то, что человек сам, без посторонней помощи, может освоить столько разных искусств? Я напряг свою память – и из памяти начали выступать, причем один за другим, милые учителя моего детства. И мне стало ужасно стыдно, что я хотел сделать вид, будто всему этому научился сам».
Оформление и структура сборника вызывает у читателя ассоциации с различными атрибутами периода обучения в школе. Содержание книги оформлено в виде расписания уроков, автор указывает, что это – «уроки детства», причем они распределены по дням недели, как и занятия в школе, например, ребенку в понедельник предлагается изучать рисование загогулин, а в среду – ловлю мыльных пузырей.
Структура сборника стихов напоминает структуру школьного учебника: стихотворения выстроены таким образом, что можно пронаблюдать постепенное углубление в философскую проблематику; в учебнике, материал, который необходимо изучить школьникам, располагается по такому же принципу: от простого – к сложному.
Несмотря на то, что автор использовал форму учебника, нельзя сказать, что в книге на первый план выходит дидактическая направленность стихотворений. Все уроки детства представляют собой игры и шутки, благодаря которым назидательная интонация стихов снижена: дидактическая мысль подана через описание детских забав, обличена в форму каламбуров и логических перевертышей, которые с восторгом воспринимаются ребенком. В этом проявляется следование Е.Клюева традициям игровой поэзии, ключевым принципом которой было «воспитание через игру».
Сборник стихов «Учителя всякой всячины» повествует о детских годах поэта Клюева, автор в каждом стихотворении вспоминает это счастливое время, от первого стихотворения к последнему постепенно усиливается интонация тоски по детству, светлой грусти по безвозвратно ушедшей поре игр и забав. В стихотворениях, завершающих сборник, намечаются темы разлуки, утраты, разочарования и прощения. Книга «Учителя всякой всячины» - это своеобразная попытка вернуть забытое ощущение легкости бытия, воскресить в памяти детские годы, это книга-воспоминание.
"Учителя всякой всячины" - книга, которая объясняет в форме игры, шутки, каламбура, как нужно жить, чтобы достойно влиться в коллектив взрослых людей, потому что каждое стихотворение-урок «всякой всячины» - это урок нравственности, урок доброты, и юному читателю, запомнившему эти уроки, рано или поздно предстоит передать полезный опыт следующим поколениям.