![]() |
"Сегодня мой рассказ о периоде, в котором появилась первая Генераличевская "классика", и названном художественными критиками временем "бельканто" (в пер. с итал. - "красивое пение"). Искусствоведы и исследователи творчества Ив.Генералича относят этот период с 1937/38 до начала пятидесятых годов. В конце тридцатых годов художник отходит от изображения явной социальной тематики, изменения проявляются во всем - мотивах, поэтике и технике. Генералич сосредотачивается на пейзаже, на картинах становится всё больше воздуха и всё меньше человеческих лиц и фигур, меньше становится экзистенциальных проблем. Особое внимание уделяется изображению леса, отдельных деревьев, трав и растений, полей, разливающихся рек и небес с облаками. Генералич определяет для себя пейзажный мотив как основное, а порой и единственное средство для достижения выразительности в картине. Владея и пользуясь реалистичным изображением деталей, но произвольно их трактуя и размещая, тем самым вроде бы нарушая реалистическое строение полотна, |
Генералич не пишет буквально реальный пейзаж - это всего лишь обобщение, и в то же время художник создает свой абсолютно индивидуальный, неповторимый стиль. Главные герои по прежнему крестьяне, в своих ежедневных заботах: сборщики урожая, жнецы, пастухи, свинопасы, нередки мотивы сельских дворов - осенних, зимних и т.д.
Коровы в лесу. Из Белогорья. масло/стекло. 443х343 мм. 1938 г.
Сельский двор. Осень. темпера/стекло. 395х545 мм. 1938 г.
В сюжетах картин не стало рассказов, историй, повествование уступило место описанию настроения и атмосферы - пейзажи нередко изображаются на фоне закатов и ранних рассветов. Художник часто прибегает к изображению "коралловой" растительности - оголенные деревья, переплетённые бесчисленными ветками и веточками, выполненные с большой виртуозностью. Происходят изменения и в технике: в конце тридцатых годов Иван Генералич вместо масла на холсте, картоне и доске начинает рисовать в основном темперой и маслом на стекле, а сами картины создаются в небольших форматах.
Жнецы. Полдень. масло/стекло. 409х415 мм. 1939 г.
Пейзаж. Лето. Гроза. масло/стекло. 310х410 мм. 1939 г.
Джурины дворы. Хозяйство. масло/стекло. 420х435 мм. 1939 г.
В марте 1938 года Генералич самостоятельно выставляется в Загребе, в художественном салоне "Ulrich" (открытый в 1909 году и работающий до сих пор, сейчас это галерея "Ulrich/Likum" , находится она в центре Загреба, по адресу Ilica, 40.)
Критика в своих отзывах на эту выставку единодушно отметила профессиональный рост художника, утонченные приемы живописи и появление интереса к пейзажу вместо социальной тематики.
Всё больше видно различие и отдаление Генераличева стиля от учения Хегедушича, что начали замечать в 1938 году почти все критики.
В январе 1939 года Генералич принимает участие в XV выставке хорватских художников в Осиеке, а в феврале, вместе с Вириусом, Мразом и Чачом выставляется второй раз в Белграде. Белградские газеты реагировали на выставку достаточно критично.
В ноябре и декабре 1939, работы Генералича выставляются на XVI выставке хорватских художников в Загребе.
В сентябре 1939 года началась Вторая мировая война.
В 1940 году написан "Остров", картина в сумрачных тонах, прекрасно передающих предгрозовую атмосферу, одна из его "классических" работ.
Остров. масло/стекло. 260х440 мм. 1940 г.
Местный праздник. Деревенские танцы. масло/холст. 900х670 мм. 1940 г.
Ночлег. масло/стекло. 1941 г.
Женщины делают сусло. масло/стекло. 310х400 мм. 1941 г.
В 1941 году мировая война пришла на территорию Королевства Югославия. После её капитуляции и распада, провозглашено Независимое Государство Хорватия.
О жизни Генералича в те военные годы, исследователь его творчества Vladimir Crnkovic написал следующее:
"В те тяжелые и драматические времена огромных политических и общественных кризисов мирового военного катаклизма, он настроен на красоту и красотой же борется против Зла.
Живя крайне замкнуто, в Хлебинской "изоляции", в глубоком созерцании, он создает одни из лучших картин в хорватском искусстве того времени..."
В 1942 году работы Генералича экспонируются на Второй выставке хорватских художников НГХ, в Загребе.
Уборка навоза. масло/стекло. 190х280 мм. 1942 г.
Зима. масло/стекло. 300х400 мм. 1942 г.
Деревенский двор. масло/стекло. 280х340 мм. 1943 г.
Сгребание листвы. масло/стекло. 405х350 мм. 1943 г.
Перевозка сена. масло/стекло. 270х330 мм. 1943 г.
В 1943 году работы Генералича принимают участие в выставках Хорватские художники в Берлине, Вене и Братиславе.
В этом же году началась реставрационная работа в святилище Marija Bistrica, в Хорватском Загорье, куда Ивана Генералича вместе с группой других художников устроил Крсто Хегедушич, чтобы помочь им избежать призыва на фронт.
В 1943 написаны картины "Под грушей" и "Сгребание листвы" - классические примеры мастерства, которое Генералич в то время постигал в технике масла на стекле.
В 1944 году художник продолжает работу над фресками в церкви Marija Bistrica. Фрески задумывались на тему библейского сюжета Бег в Египет, но так и не были завершены.
Зима. масло/стекло. 350х380 мм. 1944 г.
Зимний пейзаж. масло/стекло. 350х450 мм. 1944 г.
Хозяйство. масло/стекло. 400х470 мм. 1944 г.
Осень I. масло/стекло. 310х390 мм. 1944 г.
В 1945 году завершается Вторая мировая война, и пропадает с карты Независимое Государство Хорватия. Основана Демократическая Федеративная Югославия, позднее переименованная в Федеративную Народную Республику Югославия, в чей состав вошла и Хорватия.
В этом году Иван Генералич участвовал в выставке в салоне "Ulrich", в Загребе.
Примерно в это же время он начинает давать наставления в живописи Франьо Филиповичу, а вскоре потом и Франьо Доленцу и Драгану Гажи, своим пятнадцатилетним соседям, которые остались в памяти как первое поколение Генераличевых учеников.
Этим Генералич фактически повторил то, что Крсто Хегедушич сделал для него."
Пейзаж. Утки. масло/стекло. 335х244 мм. 1945 г.
При подготовке использованы материалы из книги Светланы Сумпор (S.Sumpor) "Генералич 1930 - 1945". Издатель Хорватский музей наивного искусства, 2010 год.
Олень в лесу. масло/стекло. 590х600 мм. 1956 г.
Автопортрет. масло/стекло. 860х960 мм. 1975 г.
Иван Генералич Ivan Generalic (Хлебине 21.12.1914 - Копривница 27.11.1992), классик хорватского и мирового наивного искусства, выдающийся художник 20-го столетия.
Полностью отсюда с благодарностью:
http://temkin-naive.blogspot.ru/2012/01/blog-post_29.html
http://temkin-naive.blogspot.ru/2011/09/1914-1992.html
Серия сообщений "Чудо хорватского наива":
Часть 1 - Тихомир Иванчан - вечный ребенок хорватского наива
Часть 2 - Художник из Хорватии Владимир Иванчан
...
Часть 13 - Драго Юрак (Drago Jurak) - "Художник Фантасмополиса"
Часть 14 - ЙОСИП ПИНТАРИЧ ПУЦО - самобытный мастер хорватского наива
Часть 15 - ИВАН ГЕНЕРАЛИЧ. Период Бельканто