Лариса Шепитько
11-08-2011 01:44
к комментариям - к полной версии
- понравилось!
***
Я даю вам слово, что ничего, ни одного кадра в моём фильме, ни в одном, нет от меня не от женщины. Я никогда не занималась копиизмом, никогда не старалась подражать мужчинам, потому что знаю прекрасно, что все попытки моих подруг, товарищей старших и младших подражать мужскому кино – они бессмысленны, потому что это всё вторично. Но я сразу же отделяю дамское кино и мужское кино, потому что нет кино женского и мужского, есть дамское и есть мужское. Так вот дамским рукоделием сентиментальным прекраснейшим образом занимаются и мужчины. А женщина, как половина человеческого начала, она может сказать миру, поведать о поразительных вещах. Ни один мужчина не в состоянии так интуитивно угадать некие явления психики человека в природе, как это делали женщины.
***
Мне было 16 лет, когда состоялся семейный совет. Я кончала школу, выяснилось, что Лариса немножечко умеет писать, сочинять стихи, рисовать, петь – всего понемножку. И ни одна из этих способностей не была настоль определённой и очевидной, чтобы я могла набраться наглости, например, поступать в художественный институт, в литературный. И один наш знакомый сказал: «Да вот есть одна профессия, где всё это понемножку может очень пригодиться». Я спросила: «А что это за профессия?» - «Кинорежиссура».
***
(Про А.П. Довженко, мастера) В его лице мы столкнулись с величайшим гуманистом, наверное, вот такие были люди в эпоху Возрождения. Но самое главное – он был гражданским, абсолютным максималистом. И,вы знаете, чтобы прожить все свои 60 лет, согласно своей совести, не поступиться ничем, ни одним своим постулатом нравственным, моральным, всегда говорить людям в глаза правду было очень трудно и не просто. Конечно, ни о какой фальши, ни о каком компромиссе, ни о каком делячистве, ремесленничестве не могло быть речи. Я не знаю, как бы я смотрела ему в глаза сейчас, потому что когда уже сама стала самостоятельным, взрослым человеком я почувствовала, как сложно в жизни следовать этим заветам. Ну, хорошо, их провозгласить, а каково жить вот так каждый день? Потому что каждый день, каждая наша секунда подсказывает нам житейскую необходимость пойти на какой-то компромисс, лавировать, ну, смолчать, пойти на уступку временную, чтобы потом наверстать. Казалось бы, ну что это, это ведь просто гибкость жизни, она требует, она заставляет нас – не мы одни, в конце концов. А выяснилось, если в жизни нам кажется, что мы можем на пять минут схитрить, а потом своё возьмём, то в искусстве это наказывается самым жестоким, необратимым образом. Нельзя снять сегодня картину так, ради денег, «знаете, я вот так, проходную знаете ли, сделаю картиночку, ну вот здесь я уступлю, вот здесь я чего-то такое скажу, что хотят, а здесь я этим постараюсь угодить, а здесь я вот это обойду, здесь я полуправду скажу, а там я вообще об этом умолчу, а вот в следующем фильме я вот наверстаю, я вот всё, что хочу, по полной мере, как человек творческий, как художник, как гражданин я всё скажу». Ложь. Невозможно. Бессмысленно обманывать себя этой иллюзией. Один раз оступился, второй раз на туже дорогу праведную не встанешь. Забудешь путь туда. Потому что, как выяснилось, второй раз войти в одну и ту же реку не дано.
***
Если твоя жизнь обращена заботой о другом человеке, то ты уже оправдал своё существование, это свидетельствует о духовной жизни человека. Это богатство есть достояние не твоё личное, а общественное, если ты живёшь жизнью людей. Есть вещи святые для каждого из нас. Есть представления чёткие о добре и о зле, о морали нашей. Есть такие качества, не приходящие, как любовь к Родине. Что это такое? Ради чего мы рождаемся на этот свет? Что мы привнесем в этот мир? Чем мы сделаем жизнь лучше? В конце концов мои возможности как человека. Ваши возможности.
Из фильма про Ларису Шепитько «Лариса» (реж. Э.Климов)
Слова, принадлежащие ей и вставленные в фильм.
осталось только найти "Восхождение" и внимать...
вверх^
к полной версии
понравилось!
в evernote