Женщины учились запоминать сложные узоры, которые передавались устно от матери к дочери, обрастая вариантами от поколения к поколению.
Нередко и мужчины вязали.
Вязание было естественным продолжением такого занятия, как плетение и починка рыболовных сетей, рутинной работы, которая требует значительной ловкости.
Существует множество мифов относительно уникальности вязальных узоров.
Один из них таков, что каждая деревня, и даже семья, имела свой собственный особенный узор.
Возможно, он возник после выхода в 1904 г. ирландской пьесы "Всадники на море", в которой женщина опознала своего брата, утонувшего и выброшенного на берег, по своей собственной ошибке в узоре свитера, надетого на нем.
Правда заключается в том, что рыбацкие семьи были почти единственной реально мобильной частью общества.
В то время большинство работников селились и работали в одном месте, в противном случае они не получали скудную пенсию, и часто рождались, жили и умирали в одном месте, рыбацкие же семьи часто переезжали.
Когда мы рассматриваем старые фотографии ганзейских свитеров, одинаковые рисунки можно встретить в Шотландии, Йоркшире, Норфолке и Корнуолле.
Ганзейские свитера могут быть характерными для какой-то области или даже района.
Например, в некоторых местах использовали вертикально расположенные узоры, в других — горизонтальные, некоторые покрывали все жгутами, другие нет.
Но определенные узоры для каждой деревни, даже семьи — это преувеличение.
Даже при том, что в каждой деревушке придерживались примерно похожего дизайна, женщины часто добавляли подсмотренные где-то или придуманные самостоятельно новые мотивы.
Сохранившиеся фотографии также не поддерживают романтическую идею "семейных узоров".
На групповых фотографиях морских экипажей, а также семейных портретах мы можем увидеть, что все одеты в свитера с разными узорами, даже если это жители одной деревни или члены одной семьи.
Узоры прекрасно перемещались вдоль берега вслед за сельдью, и вязались "селедочными девушками", перенимающими узоры друг у друга.
Нет сомнения, что было огромное взаимное проникновение между шотландскими, норфолкскими и йоркширскими узорами, также, как и взаимное влияние между Англией, Шотландией, Данией и Нидерландами, куда тоже дошла ганзейская традиция.
По традиции свитера, носимые всеми мореплавателями, были ли они рыбаками, моряками или морскими офицерами в отставке, были синего цвета, как море и небо.
До изобретения синтетических красителей в конце 19-го века, синий цвет получали использованием натурального индиго, экстракта растения, импортируемого из Индии.
Ежедневные свитера традиционно были темно синими, белые или серые носили на выход.
Ганзейские свитера были распространены не только на островах, но и на материке, в Дании и Голландии.
С постройкой множества новых рыболовецких судов в 1870г. датские рыбаки могли путешествовать дальше на север к водам Шотландии и Англии, обещавшим богатый улов.
Лервик на Шетландах стал временной базой для очень прибыльной сельдевой индустрии и рыбаки со всего Северного моря могли встретиться здесь.
В то время как датские рыбаки традиционно носили льняные сорочки, шотландские и английские рыбаки носили ганзейские свитера.
Около 1875 г. датчане стали заимствовать более традиционные и практичные виды одежды.
Первые свитера были, вероятно, куплены или обменяны, привезены домой из Англии и затем скопированы моряцкими женами или привнесены английскими женщинами, которые были замужем за датчанами.
Большинство деревень на побережье Северного моря не имеют своих портов.
Многие рыбаки со всей страны нанимались на суда в больших портовых городах, если рыбная ловля в собственной деревне была бедной.
Это объясняет, почему мы видим так много разных свитеров на групповых фотографиях и свитера, которые не ожидалось увидеть в этом месте.
В Дании многие рыбаки завязывали воротник завязкой.
Эластика тогда не существовало и от частого надевания и снимания воротник начинал растягиваться.
В этом случае скрученная нитка продевалась через ворот, украшалась кисточками или помпонами и завязывалась.
Свитер носился так долго, как только возможно, перевязывался и постоянно чинился, пока не выходил из строя и не использовался как половая тряпка или палубная швабра.
Многие мотивы, используемые для декорирования ганзейского свитера, взяты из повседневных объектов в жизни рыбацкой семьи.
Некоторые из хорошо известных узоров обозначают канат, сеть, якорь, елочку.
Другие основаны на погоде, изображая форму волн, града или вспышку света.
Некоторые имеют более сложное символическое значение.
Один из традиционных рисунков Файли, например зигзаг, называется "линия женитьбы", и отображает взлеты и падения в семейной жизни.
Дизайн состоит из двух или более элементов, например, жгут и рис или канат и лестница.
Особый узор из Файли — вертикальная комбинация жгута, Бетти Мартина и ромбов с рисом.
Якоря и сердца появляются главным образом в Шотландии.
Узоры в шотландских ганзеях расположены вертикально, а узоры Гибридских островов состоят из горизонтальных на груди и вертикальных внизу.
Уитби — единственный английский порт, включающий вертикальные линии треугольников, известных как шотландский флаг, вымпел или килт.
Гладкий перед и спина с плечами, украшенными жгутами найдены по всему восточному берегу Британии.
Горизонтальные полосы риса, разделенные рядами изнаночных поперек груди, были известны в Корнуолле и Саффолке, также как и в Йоркшире.
Часто нижняя гладкая часть свитера отделялась от узорной кокетки рубчиком из нескольких изнаночных рядов.
Вот что пишет Э. Стармор в своей книге " Fishermens sweaters": "Из всех разных вязальных традиций в мире техника вязания рыбацких ганзейских свитеров по кругу наиболее технична и изыскана. Я родилась и выросла в шотландской рыбацкой деревне, где вязались ганзейские свитера и я научилась вязать и говорить одновременно. Мои вязальные корни прочно исходят из этих мест. Как профессиональный дизайнер, тем не менее, я постоянно использую и описываю большое количество других техник, но ничто так не радует мой глаз, как детали и математическая конструкция хорошо выполненного ганзейского свитера, связанного по кругу."
Техника родилась от абсолютной практичности — для теплоты и удобства человека, проводящего тяжелую жизнь на море. Женщины смогли решить эту сложную задачу путем сочетания практичности с декоративными и эстетическими элементами и создали одежду, которую можно отнести к области искусства.
Почему эта техника сейчас в сущности не практикуется? Вязание свитера полностью по кругу не трудно. Это, конечно, потребует определенной практики и старания. К тому же дизайнеров, способных сочинить узор для аутентичного ганзейского свитера, очень мало.
Когда вязаные свитера стали модными в 20-х годах, компании по производству пряжи и женские журналы начали публиковать схемы рисунков.
Дизайнеры этих узоров пришли в вязание из производства готовой одежды и не были профессиональными вязальщиками. Было сделано несколько попыток опубликовать инструкции для простых свитеров, но и техника, и дизайн были искажены.
Взять, например рукава.
В некоторых инструкциях рукава вместо того, чтобы вязать по кругу, были связаны отдельно и затем вшивались в пройму. Этот способ не использовался ганзейскими вязальщицами.
Это грубо и портит важную практическую цель.
Ганзейские рукава должны набираться от проймы и вязаться по кругу вниз, к манжете.
Это значит, что манжеты и локти — что в рабочем свитере снашивается быстрее всего — могли быть отремонтированы путем распускания и перевязывания.
Вот почему так много старых свитеров имели рукава с рисунком только до локтя, а от локтя до манжеты гладкими.
Целью был практический результат, который давал очень позитивную дизайнерскую черту.
Техника вязания традиционного ганзейского свитера
Этот метод подходит для ганзейских свитеров, а также для свитеров в технике Fair Isle.
Круговое вязание, шейная и подмышечная ластовица, плечевые погоны и стики – все перечисленное здесь дает основное представление об этой особенной технике.
Помним, что каждая деталь имеет значение и практическую цель.
Традиционный ганзейский свитер никогда не был мешковатым.
Сегодня, конечно, нет необходимости вязать его в обтяжку, но если он будет использоваться именно как "рыбацкий", он не должен быть слишком широким.
Можно разработать свой собственный дизайн.
Здесь полная свобода творчества.
Можно оттолкнуться от имеющегося, можно придумать что-то свое.
Это касается и узоров, и их расположения.
Можно в символах зашифровать что-то персональное.
Ромбы — сеть, символизирует богатый улов, "рис" — песок или галька, рыбацкие штучки — канат, лесенка, якорь, можно придумать и еще что-нибудь.
Но не надо пытаться впихнуть сюда все, ганзейские свитера все-таки лаконичные.
Набираем петли (набор двойной нитью), помечаем начало ряда.
Набор двойной нитью дает прочность и нужен для того, чтобы нижняя кромка дольше не снашивалась.
Вяжем резинку нужной высоты, затем отмечаем первую и среднюю петлю и вяжем их изнаночной, обозначающей ложный "шов".
Эти дорожки разделяют свитер на перед и спинку.
Они могут быть просто изнаночной петлей, а могут быть шириной 2-3 петли каким-нибудь незамысловатым узором.
Это нужно для того, чтобы легче ориентироваться в расположении узора.
Возможно, после выхода пьесы вязальщицы стали вводить в узор либо намеренные ошибки, либо вывязывать инициалы носителя или год, или какой-нибудь знак, например, якорь, сердечко, крест.
Сегодня, конечно, это просто милая деталь.
Она вывязывается или сбоку сразу поверх резинки, или сбоку вблизи от ластовицы.
Кстати, узор из "риса" читается лучше.
Тело вяжется по кругу без прибавлений до уровня на 8-10 см ниже проймы, затем вывязывается ластовица.
Эти ластовицы — цельно вязанные части традиционных ганзейских свитеров и выполняются гораздо легче, чем может показаться.
Они начинаются с прибавления одной петли с каждой стороны от петли "шва", таким образом образуется 3 петли в каждой ластовице. Далее петли прибавляются так же в каждом втором ряду, пока ластовица не достигнет необходимой ширины.
Когда будет достигнут уровень проймы, петли ластовицы снимаются на дополнительную спицу и дальше перед и спинка довязываются отдельно прямыми и обратными рядами.
На плечах детали соединяются либо сшиванием, либо ввязыванием погона.
Рукава вяжутся по кругу и начинаются с провязывания петель ластовицы, а затем набора петель из кромочных переда и спинки вдоль проймы. Во время вязания рукавов петли ластовицы убавляются симметрично прибавлениям до тех пор, пока не останется одна петля "шва".
По мере дальнейшего вязания петли рукава убавляются с обеих сторон от петли "шва". Когда рукав будет требуемой ширины, вяжется резинка, затем закрывается.
Варианты плеча.
Есть ряд красивых и эффектных традиционных способов добавить деталей к плечам. Соединение путем провязывания по две вместе петель переда и спинки — это простейший способ сделать плечевой шов. Его можно делать как по лицевой стороне, так и по изнаночной. Здесь рекомендуется взять нить потолще и использовать правую спицу большего номера, в противном случае плечевой шов получится слишком тугой.
Шейная ластовица.
Шейная ластовица — это очень умный способ добавить форму в точке, где плечи поворачиваются к шее. Когда будете закрывать плечевые петли, от проймы к шее, остановитесь за несколько петель до горловины.
На правой спице одна закрывающая петля. Треугольная ластовица начинается с провязывания одной петли одного плеча, таким образом у нас на правой спице две петли. Поворачиваем вязание и провязываем две изнаночные по изнаночной стороне, затем первую петлю другого плеча. Таким образом ластовица имеет уже 3 петли. Каждый ряд вводим в работу по одной петле то одного, то другого плеча, пока все петли с обоих плечей не присоединим к ластовице. Затем объединям петли обеих ластовиц и петли горловины переда и спинки и вяжем бейку горловины.
Плечевые погоны.
Есть два способа, каждый из которых широко используется в ганзейских свитерах из Шотландии. Первый вяжется поперек, как продолжение переда, так что узор плеча полностью вяжется одной деталью. Это значит, что плечевой шов перемещается на заднюю сторону погона и находится не по центру плеча, как обычно.
Связав погон на желаемую ширину, погон со спинкой сшиваются вместе.
Более интересный плечевой погон вяжется с лицевой стороны плеч. Чтобы сделать этот тип погона, плечевые петли помещаются на спицы, а петли погона набираются на вспомогательную нить со стороны шеи.
Провязывается ряд контрастной нитью, затем вводится в работу основная нить и вяжется погон выбранным узором, присоединяя в каждом ряду по одной петле, то со стороны переда, то со стороны спинки, провязывая вместе последнюю петлю погона со следующей петлей плеча.
Когда присоединятся все петли плеча, тогда погон готов.
Петли погона помещаются на вспомогательнцю спицу, а затем набираются вдоль проймы при наборе петель рукава.
Погон вяжется вместе с рукавом до манжеты.
Вспомогательная нить на шее позднее отплетается и петли насаживаются на спицу во время вязания обтачки горловины.
Этот метод также подходит и для вязания узорных жаккардовых свитеров Fair Isle.
Начало так же, ластовица так же, после ластовицы помещаем ее петли на вспомогательную спицу, а в этом же ряду набираем в проймах петли стика и продолжаем вязать по кругу.
При формировании горловины откладываем средние петли, в этом же ряду набираем петли стика и вяжем горловину. Горловина формируется убавлением петель с обеих сторон стика.
Все петли стика закрываются в последнем ряду. Затем сшиваются плечевые петли.
Рукава с ластовицей вяжутся так же как и в ганзейском свитере.
Стики горловины разрезаются, набираются петли бейки и вяжутся по кругу.
Стики затем обрабатываются, подгибаются и пришиваются.
Несколько примеров современных ганзейских свитеров.
И напоследок несколько интересных фактов.
Во время подготовки этой публикации я наткнулась на упоминание "вязального пояса" и "вязальных ножен", которые использовались именно ганзейскими вязальщицами.
Раньше я ничего о них не слышала.
Британский способ вязания совсем не похож на наш.
Рабочая нить у них находится в правой руке, а правая спица неподвижна и они держат ее зажатой подмышкой.
Ганзейские свитера вязались на пяти спицах толщиной 1,5-2 и длиной 35-40 см, при этом вязание сидя на месте было роскошью, обычно вязали на ходу.
Поэтому для удобства они упирали эту длинную тонкую спицу в специальный кожаный мешок, прикрепленный к поясу, а иногда вставляли в специальные ножны, также прикрепленные к поясу.
Говорят, что это здорово увеличивает скорость вязания.
Выглядит это так:
Кстати, в ролике показана Хазел Тиндалл, самая быстрая вязальщица в мире.
Она с Шетландских островов, вязальщица в третьем поколении, связала сотни жаккардовых свитеров.
Сейчас сама придумывает узоры, дает уроки, участвует в Шетландской шерстяной неделе, пишет книги, статьи, получила приз за самую высокую скорость вязания.
Оказывается, Лорд-канцлер в Английском парламенте сидит на мешке с шерстью.
Этот мешок символизирует национальное достояние страны и этот обычай пошел с тех пор, когда Англия была главным экспортером шерсти в Европу.
Это, конечно, не простой мешок, а красный большой пуф, но тем не менее...
источник http://www.liveinternet.ru/users/3137533/post365493746