Сегодня она станет еще на один год... Всенародно любимей. Ей с самого детства советовали не питать иллюзий насчет театра, но она не слушала никого. Она с мальчишеской решимостью всегда идет до конца наперекор всему. Она всю жизнь боялась за маму и ее здоровье, но сумела приручить свой страх, а не избавиться от него. Она щепетильна, амбициозна и способна моментально "влюбить" зрителей в свой персонаж, каким бы отрицательным он ни был по сюжету...
Лия Меджидовна родилась в Днепропетровске в актерской семье, выросла в Майкопе. Мама была ведущей актрисой Адыгейского областного драматического театра им. Пушкина, отец - главным его режиссером. И никто из них не желали для своей дочери актерского будущего. Другое дело - врач, биолог, инженер. Но Лия все равно мечтает пойти по стопам родителей и связать свою судьбу с лицедейством.
Она окончила школу с золотой медалью и уже с 17 лет начала обивать пороги театров и студий. И прежде, чем попасть в ГИТИС, полтора года проучилась в Московском институте цветных металлов и золота.
Ее первым театром стал ТЮЗ, а первыми ролями - девочки/мальчики/поросята/"курьи ноги" избушки Бабы Яги... В общем, все персонажи, которых приходится играть актерам-трависти. Даже в кино - в фильме Возвращение (1968) - ее первой ролью стал сын старшины Петя.
Она никогда не боялась перемен, и если уходила, то уходила решительно, осознавая, что в следующем театре придется начинать все с нуля, независимо от того, каких высот ей удалось достичь на предыдущем месте. Новый коллектив, новый режиссер, новое ожидание ролей... Говорят, многие режиссеры ее побаивались - за щепетильность и принципиальность. Но те, кому удавалось подобрать "ключик" к Лии Меджидовне, могли рассчитывать на ее участие и понимание всегда. Даже когда им приходилось полностью вырезать ее роль уже после того, как фильм был отснят.
Она всегда торопилась жить - и в детстве, и в юности, и сейчас. Ее хрупкость - только внешняя оболочка. Внутри нее - вечный двигатель, не позволяющий остановиться и почивать на лаврах. Ей постоянно нужно кому-то помогать, активно участвовать в жизни города, страны, простых людей.
О ней говорят, что у нее "скверный характер", а она в ответ шутит: "Это иммунитет!" Но при этом она никогда не позволяет себе вслух говорить о человеке плохо (даже если есть за что). Валентин Гафт сочинил на актрису эпиграмму и чуть было не поссорился с ней, но вовремя исправил свое "Актриса Лия Ахеджакова всегда играет одинаково" на "Всегда играет одинаково актриса Лия Ахеджакова. Великолепно! В самом деле, всегда играет на пределе". А режиссер Эльдар Рязанов сравнил ее игру с чаплиновской, и после этого всегда помнил, что, давая Лии роль отрицательного персонажа, нужно было всегда помнить, что благодаря ей весь смысл картины/пьесы мог перевернуться с ног на голову.
Она никогда не работала только в одном - чистом - жанре. В комедии в ее персонажах всегда чувствуется грусть, в драме - всегда есть немного юмора. На сцене она может просто сидеть и за весь спектакль не произнести ни слова, но, выходя из зала, зрители будут вспоминать именно ее...