Искусству русской вышивки присуще богатство традиций. На протяжении веков сохраняя древние орнаментальные мотивы и образы, разнообразные технические приемы, русские вышивальщицы были не чужды восприятию и созданию нового.
Е.В. Шембакова. Накидка. 1960-е г.Техника: филе. РГОХМ им. И.П. Пожалостина
Во второй половине 19 века, когда значительно увеличилось влияние городской культуры на художественное творчество крестьянских мастериц, народная вышивка обрела весьма сложные черты. К началу XX столетия наряду с традиционными приемами народного шитья — счетными швами по сплошной ткани, строчевой вышивкой и другими древними техниками — появились крест, тамбур, а также типично городская вышивка по ажурной сетке «филе»

Устное предание относит возникновение ажурной вышивки «филе» и «вениз» к периоду петровских реформ, когда при переходе на европейский костюм в России появился большой спрос на дорогостоящее венецианское и брабантское кружево. Обладая высоким мастерством шитья, русские вышивальщицы быстро освоили изготовление аналогичных, качественных и более дешевых изделий
Бесценным источником по истории кадомского промысла стала рукопись Л.И. Вороновой «Кружево Кадома» 1949 года. Автор сообщила важные сведения об искусстве кадомских мастериц по результатам поездки в Кадом летом 1949 года. Она имела возможность получить информацию от непосредственных свидетелей становления и жизни промысла, разговаривала с мастерами, учителями и просто местными жителями. К обобщающим материалам прилагается иллюстративный материал — альбом образцов кадомского шитья первой половины XX века, что позволяет судить об изобразительных особенностях вышивки этого периода.
В созданной в 1910 году в Кадоме кружевной школе-мастерской активно внедрялись образцы ажурной вышивки «филе» и «вениз». Продукция местных вышивальщиц успешно реализовывалась через московские и петербургские магазины, через Русско-английскую торговую палату экспортировалась в Европу, причем в русском обществе предпочитали изделия с западными рисунками, а на европейском рынке сбыта были популярны русские орнаменты. В связи с этим при школе появился небольшой музей крестьянских старинных строчевышивальных изделий и кружев.
В 1912 году руководителем школы-мастерской была избрана дочь Новосельцевой — Мария Юрьевна Авинова. На 13-й аукционной сельскохозяйственной выставке 1912 года за кружевные изделия и пальто Авиновой была присуждена Большая золотая медаль Моршанского общества сельского хозяйства. Изделия кадомских мастериц экспонировались на местных (в Тамбове и Моршанске) и всероссийских выставках, получали золотые и серебряные медали6. Высокий уровень в искусстве кадомских мастериц был подтвержден на Всероссийской кустарной выставке в 1913 году.
В.Н. Кузнецова. Панно «Птица счастья» 1998. Техника: вениз, валик, гладь, насыпь, прорезь. РГОХМ им. И.П. Пожалостина
М.Ю. Авинова руководила кустарным пунктом женских рукодельных работ до 1925 года. В 1927 году из мастериц-надомниц была организована промыслово-кооперативная артель «Пробуждение». Высокое качество изделий артели сохранялось во многом благодаря деятельности выпускницы Мариинской кружевной школы в Петербурге Пелагеи Васильевны Угрюмовой. Приглашенная в Кадом еще М.Ю. Авиновой, Угрюмова проработала в артели до 1936 года. В 1932 году в Кадом переехали преподаватели Мариинской школы, в 1918 г. эвакуированной из Петрограда в Рязань. Материалы библиотеки Мариинской школы и собранные Угрюмовой образцы для музея помогали кадомским мастерам в поисках новых
Годы войны оказались разрушительными для Кадомской артели «Пробуждение». Изделия первого послевоенного десятилетия отличались скудным ассортиментом и низким художественным уровнем. Искусство «вениза» было почти забыто.
Возрождению промысла способствовало внимание и помощь НИИ ХП. В 1956 г. предприятие было оснащено вышивальными машинами,11 которые несколько удешевляли и делали более доступной массовую продукцию промысла. С помощью машин выполняли узорные мережки, перевив сетки, простейшие узорные разделки строчевой вышивки. Трудоемкая ручная работа применялась лишь для изготовления уникальных выставочных произведений.
Тонкое изящное искусство кадомской вышивки стало востребованным в последнее десятилетие. Женственные детали костюма — воротники, манжеты, а также декоративные предметы интерьера, выставочные панно и другое находят себе достойное место в современной жизни. Сохраняется высокое мастерство в создании предметов в технике «вениз» и «филе», с их четко выраженной контрастностью рисунка и воздушного фона, но «вениз» имеет более разреженный орнамент, «филе» более плотный рисунок на ажурном фоне.
http://artist-mag.ru/index.php/2009-02-19-16-25-25/39-2-2008/96-111
http://yandex.ru/images/search?img_url=http%3A%2F%...%22&pos=238&rpt=simage