Когда впервые знакомишься с «Книгой Маркизы», которую сотворил уникальный русский художник Константин Сомов, как только открываешь первую страницу, с которой лукаво и игриво смотрит сама Маркиза в полуобнажённом виде, читаешь послание: «Маленьким любовницам» от имени Шевалье де ла Морлиер.
«Эту книгу я посвящаю вам, прекрасному полу, полному чарующей грации, которую я лишь вкратце обрисую; вы как бальзам для сердца, как чистое обнажённое искусство; пусть эта книга будет вашим достоянием, храните и лелейте её как младенца. Вы, вы одни способны властвовать над книгой, её счастливая судьба – знак вашего благословения, какой из смертных осмелился бы восстать против такой защиты?
Откройте первые страницы, проснувшись поутру в объятиях нежного любовника, когда ещё не испарилось благоухание сладкой ночи иль не рассеялся туман приятных снов, не утоляющих желаний, но зато волшебных. Читайте книгу в будуаре, и пускай чтение прервется шаловливыми проказами аббата – соблазнителя иль пылкой страстью дерзкого вояки; пусть станет эта книга свидетельницей беспорядка и скомканной постели поутру, когда красавица ещё раздета; свидетельницей кокетливых отказов, и упрёков, и нежной брани, так похожей на приглашение к возобновлению любовных глупостей…»
Эта книга - книга-праздник, утверждающая красоту эротики и любовной игры; книга, равной которой в русском книжном издательстве просто нет, хотя с момента выхода в Мюнхене её первого издания в 1907 году прошло уже более ста лет. К счастью, настоящее искусство с годами становится только ярче и яснее, как вино, приобретающее настоящий аромат только с годами.
Книга - вершина не только русского оформительского искусства, но и торжество живописи и графики Константина Сомова. Здесь не просто художник: здесь он открывает свою философию жизни, своё понимание жизни, свою горечь и боль оттого, что родился не тогда, когда романтика, изящество, нежность и томность были смыслом жизни, что вопреки своим устремлениям он вынужден жить в другом мире, в другом теле и в другом веке.
«Книга Маркизы» - это мечта-грёза о том, где ему было бы хорошо и комфортно, где не надо было стыдиться любви, а эротика являлась естественной частью жизни и потребностью человека, где искусство не мыслилось без эротики и где она была главной сущностью всего.
Ироничный, утончённый, меланхоличный и изысканный русский живописец Серебряного века Константин Сомов под маской ловеласа, любителя любовных утех и увеселительных шоу скрывает свою личную трагедию. Он глядит на весь этот маскарад чуть свысока, со скепсисом человека XX века, знающего, что этот праздник – все лишь пир вовремя чумы, спектакль, который разыгрывается на подмостках жизни, но тень смерти уже витает над этим изящным миром.
Фривольность рококо XVIII века действительно сменилась моралью мелкого буржуа-обывателя, подвергавшего остракизму всех, кто противостоял новоявленным поборникам общественной нравственности. Они судили , Флобера - за «Госпожу Бовари», Лоуренса – за «Любовника леди Чаттерлей…
Так случилось и с «Книгой Маркизы». Книга вышла сначала на немецком языке и всего с тремя (по другим данным – шестью) иллюстрациями Константина Сомова, остальные цензура запретила как непристойные. Всего художник подготовил 31 иллюстрацию. Книга по содержанию является хрестоматией эротической литературы, которую собрал Франц Бляй. Однако, на обложке составителем значится Сомов.
Через восемь лет, в 1915 году, Константин Андреевич вновь возвращается к этой книге. Он готовит новый сборник, в который включает новые тексты, обновляет иллюстрации и выступает действительно как составитель, как иллюстратор и как автор концепции книги в целом. Главное здесь, конечно, концепция. Нашёлся и спонсор, готовый вложить пять тысяч на выпуск 25 экземпляров.
Книга задумывалась как единое целое, главная роль в ней отводилась маске. Она - везде: на заставках, на центральной иллюстрации «Маскарад», на лицах персонажей. Всё в книге продумано до мелочей: бумага, переплёт, обрез, титульная обложка, виньетки, зачала, концовки и собственно иллюстрации.
Иллюстрации выполнены в разной технике, в основном – пером: Константин Сомов был виртуозом линии. Часть картинок выполнена в чёрно-белом варианте, часть - в виде силуэта, ещё часть – в цвете.
Эти иллюстрации есть и отдельно без книги, но, выдернутые из книжного контекста, они производят совершенное другое впечатление, сниженное отсутствием текста, к которому они строго привязаны. Художник к каждому стихотворению или прозе, анекдотам или письмам готовил свои иллюстрации.
Собранные вместе и размещённые каждая на конкретном и неслучайном месте, рисунки производят совершенное иное впечатление, потому что понимаешь, почему они здесь. Например, это стихотворение открывает такая заставка:
Ты в десять лет как девичья тетрадь
Дневник, в котором девственны страницы.
В пятнадцать – ты ларец: его взломать
Придётся, чтоб узнать, что в нём таится.
А в двадцать – куст: чтоб цель свою настичь
Охотник ждёт и тайно сети ладит.
А в тридцать – ты сама такая дичь
Гляди, на вертел всяк тебя насадит.
Ты в сорок – крепость: сколько раз подряд
Снаряды эти стены пробивали!
И старое огниво – в пятьдесят,
Забывшее о труте и кресале.
А анекдоты, в том числе скатологические (так в тексте), некоторые из которых привожу ниже, открывает своя:
В одной из деревушек Пуату одна женщина впала в летаргический сон; все решили, что она умерла и понесли её хоронить; но по дороге простыня, под которой лежала спавшая, зацепилась за ветку терновника; почувствовав укол, женщина проснулась. Её отвели домой, и она прожила ещё лет десять. Когда она умерла по-настоящему и тело её проносили мимо старого терновника, муж крикнул: «Только не заденьте за колючки!»
Один аптекарь сказал своей любовнице: «Сударыня, дух мой поражён таким запором в кишках моего невежества, что ему потребна микстура ваших познаний, дабы разжижать субстанцию моих мыслей!».
Одна женщина, присев под кустик, освобождалась от груза, не скажу какого, вы без труда угадали, каким делом она занималась. Мимо шёл вельможа; она хотела подняться, но он остановил её: «Сидите, голубушка, сидите! Я лучше посмотрю на курицу, чем на яйцо!»
Жена одного помещика писала на природе… Вдруг она заметила в нескольких шагах от себя крестьянина, который занимался тем же. «Твоё здоровье, Пьер», - сказала она насмешливым тоном. «Ваше здоровье, мадам, может быть чокнемся?»
Книга с полным набором иллюстраций, умеренно-благопристойных, вышла только в 1918 году, но очень ограниченным тиражом: 800 экземпляров. В ней было 194 страницы, 21 иллюстрация, каждая на отдельном листе, были иллюстрации и в тексте.
Книга стала настоящим прорывом в русской эротике, которая произвела эффект разорвавшейся бомбы, равный по силе только выходу «Любовника леди Чаттерлей». Я никогда не держала эту книгу в руках, но, увидев её в Интернете, просто обмерла! А счастливые её обладатели должны жить в ощущении непреходящего блаженства, что являются собственниками этого чуда.
Через полгода после выхода второго издания, появляется новый тираж в 50 экземпляров – для очень близкого круга друзей и любителей искусства. Это издание нигде и никогда не продавалось и полностью разошлось среди «своих». За изданием была устроена настоящая охота. Константин Сомов писал своему другу, врачу, профессору МГУ А. П. Ланговому, который просил достать экземпляр для него лично:
«Многоуважаемый Алексей Петрович, сделаю всё возможное от меня, чтобы и у Вас был особенный экземпляр издающейся моей книги у Голике. Прошу Вас только, если возможно, держать это моё обещание в секрете от наших общих знакомых. Мне было невозможно, если бы явились ещё желающие приобрести такие экземпляры, их удовлетворить ввиду небольшого количества этого издания».
Третье издание, называемое «Большая Маркиза», дополненное самыми фривольными иллюстрациями, давно стало библиографической редкостью. Иллюстрации здесь носят наиболее откровенный характер, в них обилие «жезлов страсти» и «трепетных роз», но вкус и талант Константина Сомова не дали ему опуститься до уровня порнографии, хотя не исключаю, что и сегодня найдутся те, кто скажет: «Какая мерзость!»
После 1918 года книга не издавалась и, казалось, утрачены оригиналы, с которых печатались иллюстрации к книге. Но неожиданно в 2000 году в далёком Нью-Йорке умер один эксцентричный коллекционер. Его наследница стала разбирать доставшееся ей наследство и обнаружила под матрацем кровати, под старыми газетами и журналами три папки с эротическими картинками. По надписи «K. Somov» она поняла: автор - русский художник.
Она обратилась к специалистам в аукционный дом, у которых от удивления, как у нас говорят, «отпала челюсть». Это же настоящий Сомов! Его картины уходят влёт за миллионы долларов! Если типографские издания стоят тысячи, то сколько же будет стоить эта коллекция легендарной книги!?
Коллекция была продана с аукциона, но не за объявленную стоимость в полтора миллиона, а чуть ниже. Но дело не в этом, а в том, что найдены оригиналы шедевра русского декоративно-прикладного искусства одного из лучших русских рисовальщиков XX века Константина Сомова, чьё эротическое искусство продолжают открывать в России и сегодня.