В рамках выставки Mode City в июле 2011 года прошла выставка по истории французского нижнего белья Les dessous de l’histoire, организованная при участии Французской федерации нижнего белья и трикотажа.
История французского белья отражает изменения отношения каждой эпохи к женщине, положение женщины в обществе. Эта история усеяна женскими победами, промышленными переменами, инновациями, красивыми материалами, кропотливой ручной работой, талантами, творческим подходом, новыми моделями, смелостью, социальными переменами, умением и мастерством швей, соблазном, элегантностью, утонченностью… Как сквозь ажурные кружева, через ее составляющие можно увидеть судьбу ателье, домов мод, марок, рассказывающих об искусстве любить по-французски, искусстве нравиться другим и себе.
В античные времена то, что играло роль женского белья, прятали под длинными нарядами с драпировками, слишком геометрическими, чтобы быть чувственными. Средние века также не смогли освободить женское тело. Возрождение стимулировало скорее дух, чем тело. Богатство нарядов XVII века маскировало излишнюю скромность. Ветер свободы просвещенного XIX века принес галантность и новое в отношения между мужчиной и женщиной. Шелк, сатин и воланы платьев, иногда с декольте, можно увидеть на полотнах художника Жана-Оноре Фрагонара. Слишком занятая победами Наполеона, его заграничными морскими походами, колониями и возвращением к монархии, Франция в первую половину XIX века забывает на время о женском теле. Но наступает век двадцатый, а с ним и расцвет бельевой моды.
1900-й
В начале века, сидя на стульях Thonnet, всем нравилось рассказывать о недавно построенной Эйфелевой башне, представляющей собой женскую ножку, утянутую в сетчатый чулок, и что ее четыре основы являются не чем иным, как поясом с подвязками. Станции метро Guimard выходят из-под земли. Линия имеет форму S. В моде изгибы. Модельер Поль Пуаре поступает на работу в модный дом Worth в 1901 году. Традиционные подвязки уступают место круглым подвязкам. Чулки остаются черными.
1910-й
Немое кино входит во французскую столицу, тогда как русские балеты заставляют говорить о себе между провалами и успехами. Поль Пуаре выводит из моды корсет в пользу внутреннего утягивающего пояса в своих платьях с завышенной линией талии. Появляется легендарная плиссировка Мариано Фортуни. Женщина все чаще и чаще заменяет корсет эластичным поясом. В корсетах каучуковые пружины заменяют китовый ус. Бандо и брасьерки делают грудь плоской. В словари входит слово «бюстгальтер» (soutien-gorge на фр. яз.). В 1913 году появляется бюстгальтер, разделяющий грудь пополам. В это же время бюстгальтер из двух пересекающихся треугольников спереди и сзади поступает в продажу. Первые бюстгальтеры шили изо льна, затем начиная с 20-х годов их стали выпускать из шелка, муслина или батиста.
1920-й
Первая мировая война закрыла XIX век, которому ничего не оставалось, как уйти. 20-е годы постарались сделать так, чтобы все забыли о конфликте. Все танцуют чарльстон. Появляются джаз и импровизация. Сюрреалисты публикуют свои первые манифесты. Фрейдистская теория занимает умы просвещенных граждан. Эпоха приводит к расцвету декоративного искусства. Избавляясь от всего, что бы сковывало движения, женщина дополняет силуэт короткой стрижкой. В моде плоская грудь, просторная комбинация-трусы и шелковые чулки телесного оттенка с серебряной отделкой – все это становится модным фетишем всех эмансипированных девушек.
1930-й
В 30-е годы слишком чувственная Марлен Дитрих появляется в фильме «Голубой ангел» в корсете, черных чулках с подвязками. Это подталкивает голливудскую цензуру запретить сцены, в которых женщины снимали бы чулки. Закрытые трусы и кулоты приходят на смену панталонам с открытым передним швом. Разрабатывается система размеров и объемов чашек бюстгальтеров. Длинное платье и крой по косой становятся главным силуэтом времени. Неоклассический силуэт вновь входит в моду. Бюст приподнимается, и входит в моду пышная грудь вместе с фразой «врет как бюстгальтер». Изобретается нейлон. В обиход входит слово «слипы». Первые бюстгальтеры, так называемые а la Gaby, начинает выпускать марка Lejaby, чье ателье находится в здании кинотеатра Bellegarde, недалеко от Лиона. Руководит производством Габриэль Вьаннэй. Мадмуазель Симон Пере получает в 1935 году диплом мастера по корсетам. В тот же год красавица Джозефина Бейкер завоевывает сердца всего Парижа в фильме «Принцесса Там Там», который затем вдохновил сестер Ириджи на основание одноименной марки.
1945-й
Истощенная Второй мировой войной, Франция начинает потихоньку восстанавливаться. Француженки получают право голосовать. Симона де Бовуар приветствуется за свою книгу «Второй пол». Появляется newlook Диора. Утягивающий пояс Chantelle приходит как нельзя кстати, позволяя с легкостью скорректировать линию бедер. В это время грудь высокая, талия осиная, а юбка пышная. Появляется мода на нижние юбки, изобретается такой вид белья, как гепьер. Появляются бикини. Марка Simone Perele выделяется тем, что учитывает эстетические критерии, создав бюстгальтер из сатина. Шарль Фоссе, так называемый «факир Берман», астролог и звезда всего Парижа, начинает продавать утягивающие пояса Barbara по почте. Андре Фуллер вместе с супругой Лусьен создают компанию Lou, белье которой очень удобно и неощутимо на теле, даже с каркасами. Lou выходит в лидеры французских производителей корсетного белья. Марка Empreinte запускает свою первую модель: бюстгальтер с большой чашкой и «революционным лифтинговым эффектом».
1955-й
Бриджит Бардо является воплощением фантазий многих людей по одну сторону океана, а по другую – Мерелин Монро позволяет ветру из подземки приподнять юбку, обнаружив белье на глазах у всей тогда еще пуританской Америки. Костюм от Габриэль Шанель приходит на смену нью-луку Кристиана Диора. Ночная рубашка, бэби-долл и лайкра входят в fashion-индустрию. Туфли на шпильке носят с чулками без шва. Три объема чашки А, В и С говорят о скором введении в производство чашки D, а затем и E. Их первыми начинают выпускать Тардивелли и Оги. Марка Simone Perele создает в это же время около десятка моделей бюстгальтеров, которые затем выпускаются на протяжении более 20 лет при ниспадающем спросе. Объединив комфорт и эстетизм, эта марка запускает бюстгальтер с вытачками Soleil, а также Sole Moi – первый бюстгальтер с лайкрой. Lou предлагает первые бюстгальтеры из принтованной ткани с эластаном и еще трусы, невидимые под одеждой, Pantylou.
1970-й
70-е годы стали синонимом завоевания женщинами новых прав. Фильм «Эммануэль» символизирует волну эротического кино. Новое поколение дизайнеров и модельеров заявляет о себе. Брюки окончательно входят в женскую моду. Футболка становится элементом как нижнего белья, так и верхней одежды. Нижнее белье все больше приоткрывает тело: трусы с заниженной линией талии, укороченные чашки бюстгальтера, прозрачные материалы, иногда отсутствующие элементы, а лишь остов. Спустя 10 лет после создания «Солнца» маркой Simone Perele появлется модель Petale («Лепесток») – бюстгальтер без бретелей, который становится вторым успехом марки. Еще Simone Perele запускает успешную модель «Бабочка» (Papillon). Известные модели Filet и V de Lou становятся мечтой всех женщин, стремящихся к свободе. Марка Chantelle выпускает первый молдированный бюстгальтер, который позволяет груди выглядеть естественно, сохраняя хорошую поддержку форм. Lejaby также входит в движение по освобождению женщин: линия Liberty становится настоящей революцией, потому что сделан без каркасов и в шести ярких оттенках. Aubade запускает первый бюстгальтер для платьев с открытой спиной, затем налаживает выпуск белья, дразнящего мужскую фантазию: в том числе трусы-танга. Дом Dior выдает лицензию на эксклюзивный выпуск своих чулок компании Gerbe.
1980-й
80-е годы становятся временем культа тела, появления высоких технологий, новых идолов. С песней Like a Virgin Мадонна опережает Майкла Джексона. Появляются суперженщины. Боди, обтягивающие платья, брюки заполоняют витрины новых марок прет-а-порте. Бюстгальтеру исполняется 100 лет. Волокно лайкра используется повсюду. Соблазнительное белье идет по пути, открытому стрингами, гепьерами, поясами с подвязками. Линия Rio марки Lou воплощает искусство вечной элегантности. Марка Chantelle предлагает активным женщинам «поддерживающее белье». Gerbe увеличивает число отшиваемых по лицензии коллекций с известными домами французской моды.
1990-й
Силиконовые губы, липосакция и топ-модели становятся главными элементами моды 90-х годов. Дома мод наперебой выпускают новинки парфюмерии. Увеличивается число иностранных марок. Поколение enfants terribles вносит новое дыхание в высокую моду. Wonderbra становится лидером в выпуске бюстгальтеров, зрительно увеличивающих грудь. Появляются колготки, приподнимающие ягодицы. Бюстгальтеру из микрофибры Amelia Simone Perele сопутствует успех. Гладкие бюстгальтеры, создающие натуральный вид груди, становятся незаменимыми в коллекциях всех марок. Трикотажное полотно из микрофибры появляется у Chantelle и Lejaby. Марка Chantelle в модели Divine предлагает бюстгальтер с конусообразными чашками. Эта марка первой из французских начинает продавать за границей. Стартует сага «Уроков соблазна» Aubade.
2000-й
Начиная с нового тысячелетия, каблуки у обуви становятся самых немыслимых размеров. Шпильки бьют рекорд. Платья-комбинезоны, наложения слоев объединяются с прозрачными тканями и татуировками. Это время чрезмерности. Мир ночи берет верх над ясностью дня. Микрофибра становится материалом, без которого никуда бельевой индустрии. Более широко представляется белье для занятий спортом. Эффект «второй кожи» становится главным в бесшовных незаметных бюстгальтерах с молдированными чашками и прозрачными материалами. Это время неощущаемого белья. Empreinte предлагает белье для «роскошных форм» с чашкой G, а Aubade запускает линию самых маленьких стрингов в мире. Gerbe получает правительственную награду за более 100 лет успешной работы в сегменте «сделано во Франции». XX век ввел в историю мировой бельевой моды и истории такие французские марки, как Aubade, Chantelle, Empreinte, Lejaby, Lise Charmel, Lou и Simone Perele.
Источник: журнал «Модное белье» № 50 ноябрь-декабрь 2011.