Это цитата сообщения
wera1 Оригинальное сообщениеТень Вия легла на артистов
[367x550]
Тень Вия легла на артистов
С дрожью в сердце смотрели советские зрители первый национальный ужастик – "Вий". Особенно впечатляли кадры, когда вдруг среди ночной тишины сельской церкви с треском откидывалась крышка гроба и поднимался мертвец. А затем панночка-ведьма, сидя в гробу, блуждая невидящими глазами, выискивала в отблесках свечей ненавистного ей Хому Брута.
Кинорежиссер Константин Ершов, экранизируя мистическую повесть Гоголя "Вий", даже не предполагал, какую цепочку роковых событий потянет за собой советский фильм ужасов. Сначала заболела и категорически отказалась от исполнения "дьявольской" роли Панночки актриса Александра Завьялова. Ее удалось, как казалось тогда режиссеру, с успехом заменить "студенткой, спортсменкой, комсомолкой и просто красивой девушкой" Натальей Варлей.
Артисты нередко пребывают в суеверном страхе, когда им приходится мертвецов играть и ложиться в гроб. Среди них ходит поверье, что это приносит несчастье. Если с живого, здорового человека снимают мерку для гроб, то он вскоре тяжело заболевает и преждевременно умирает. Но вот Наталья Варлей, снимавшаяся в роли панночки-ведьмы, не испугалась, несмотря на все предрассудки, существующие в артистических кругах, она спокойно легла в специально сколоченный для нее гроб.
Почему же артистка Варлей так легко согласилась заменить свою предшественницу Завьялову? Одни считали, что основной причиной стало то, что она была секретарем комсомольской организации, и по своей должности должна была показывать пример пренебрежения к предрассудкам. Другие утверждали, что главную роль в ее поступке сыграло происхождение артистки. Наталья Варлей была родом из румынского города Констанца. А ведь издавна Трансильвания считалась родиной колдунов и вампиров, так что артистка, в крови которой, может быть, была и кровь ведьмы, вполне могла себя чувствовать в гробу уютно. Поэтому ее киноподруги не удивлялись, что "панночка-ведьма" для того чтобы не терять времени, до съемок кадров, впоследствии приводивших в дрожь зрителей, пока на площадке устанавливали свет, удобно устроившись в гробу, штудировала конспекты и учебники.
Но пренебрежение к мистике дорого обошлось комсомолке… Знаменитые полеты панночки в гробу, которые пугали целые поколения советских детей, появились благодаря тому, что под куполом павильона крепился сложный механизм. Гроб, в которой Варлей летала по церкви, был подвешен на шести металлических струнах к потолку. В основание гроба был вмонтирован металлический штырь-кронштейн, к которому актрису пристегивали монтажным поясом. За спиной, под балахоном, у нее была закреплена надежная опора. Прежде чем пустить Варлей в "свободный полет" под куполом церкви, в нем перелетала чуть ли не вся съемочная группа. Помощник режиссера, весивший около ста килограммов, лично проверял конструкцию на прочность. На большой высоте он раскачивал гроб и даже прыгал в нем, актриса могла быть спокойна...
Но все эти предосторожности не помогли. Мистика Гоголя оказалось сильнее всех правил техники безопасности.
Однажды, во время очередной съемки эпизода полета в церкви, Варлей выпала из гроба, когда он на большой скорости несся по кругу. Как в калейдоскопе, мигали свечи, мелькали бревна церкви... Наташа потеряла равновесие. Травма была неизбежной, актриса летела с высоты вниз головой. Спас неверующую комсомолку пан философ Куравлев... Он каким-то чудом успел поймать артистку, перед тем как она неминуемо врезалось бы головой в дощатый пол церкви. Вся съемочная группа ахнула...
После окончания съемок и выхода фильма на большой экран беды буквально обрушились на Варлей. Практически сразу после съемок фильма Наталья прокляла тот день, когда согласилась сниматься в мистике, выдуманной гениальным писателем. Одна беда наступала на пятки другой. Наталья поняла, что такие роли, как Панночка в фильме "Вий", даром не проходят...
Первый советский ужастик в прокате занял... 13-е место. И, может быть, именно это определило дальнейшую судьбу исполнительницы главной героини фильма Натальи Варлей.
Вот что рассказала о своей дальнейшей судьбе после съемок фильма "Вий" сама актриса корреспондентке "Восточно-Сибирской правды" в 1999 году: "У меня просто пошла в жизни черная полоса... Я решила окреститься. Мы были с театром в Херсоне на гастролях, я пришла в храм... Было тайное крещение, потому что я была секретарем комсомольской организации. Потом у меня появился духовник, и уже позже я начала понимать, чем же в моей жизни был "Вий". Нечистая сила в храме – это большой грех. Очень надеюсь, что бог меня простит, потому что я исповедалась по этому поводу..."
О последствиях своей участии в фильме "Вий", исполнении в нем роли ведьме в о спасении, которое принесла ей церковь, Наталья Варлей рассказала в 2001 году украинской газете "День" "Что помогает вам справляться с жизненными трудностями?" – задала ей вопрос журналистка, и актриса отвечает: "Молитвы. Крестилась я поздно – в 25 лет. Именно тогда почувствовала, что после "Вия" за мной тянется след каких-то дурных событий. Крещение помогло. И теперь, когда особенно тяжело, еду в храм в Сергиев-Посад. Там есть отец Георгий, который помогает выгнать из души бесов".
Актриса Наталья Варлей смогла вырваться из цепи дурных событий, хотя и по прошествии более чем 30 лет бесов, поселившихся в ее душе после игры ведьмы в фильме "Вий", порой и сейчас приходится изгонять с помощью священников. Хуже пришлось другим артистам и постановщикам мистического фильма.
После премьеры картины в 1967 году один за другим стали умирать ее создатели: оператор, режиссер-постановщик, двое актеров, в том числе исполнитель зловещей роли Вия.
Не повезло и деревянной церкви Пресвятой Богородицы в селе Горохолино-Лес Ивано-Франковской области, где снимались сцены с летающим гробом. 21 февраля 2006 года храм был закрыт, в этот день служба не проводилась. Вдруг церковь загорелась изнутри. Несмотря на усилия пяти пожарных расчетов, вызванных из райцентра Богородчаны на подмогу селянам, храм сгорел дотла. Приехавшие пожарные смогли только составить акт, что храм сгорел по неизвестной причине. И тут местные жители вспомнили о том, как в повести Гоголя казак Дорош рассказывал философу Хоме историю, как ведьма сжила со свету псаря Микиту: "И когда пришли раз на конюшню, то вместо него лежала только куча золы да пустое ведро: сгорел совсем", и посчитали, что это "неугомонная нечисть", разбуженная в храме 40 лет назад кощунственными киносъемками, вновь разгулялась над украинским селом.
Михаил Таранов
www.rpgazeta.ru