• Авторизация


Выдержки из книги Э. Берна "Игры, в которые играют люди" 01-04-2012 11:08 к комментариям - к полной версии - понравилось!


"Известно, что младенцы, лишенные в течение длительного времени физического контакта с людьми, деградируют и в конце концов погибают. Следовательно, отсутствие эмоциональных связей может иметь для человека фатальный исход. Эти наблюдения подтверждают мысль о существовании сенсорного голода и о необходимости в жизни ребенка стимулов, которые обеспечивают ему физический контакт."

"Основной принцип теории игр состоит в следующем: любое общение (по сравнению с его отсутствием) полезно и выгодно для людей".

"Чем больше люди узнают друг друга, тем больше места в их взаимоотношениях начинает занимать *индивидуальное* *планирование*, которое может привести к инцидентам. И хотя эти инциденты на первый взгляд кажутся случайными (именно такими чаще всего они представляются участникам), все же внимательный взгляд может обнаружить, что они следуют определенным схемам, поддающимся классификации. Мы считаем, что вся последовательность трансакции происходит по несформулированным правилам и обладает рядом закономерностей. Пока дружеские или враждебные отношения развиваются, эти закономерности чаще всего остаются скрытыми. Однако они дают себя знать, как только один из участников сделает ход не по правилам, вызвав тем самым символический или настоящий выкрик: "Нечестно!" Такие последовательности трансакций, основанные, в отличие от времяпрепровождения, не на социальном, а на индивидуальном планировании, мы называем *играми*".

"Существенной чертой игр людей мы считаем не проявление неискреннего характера эмоций, а их управляемость. Это становится очевидным особенно в тех случаях, когда необузданное проявление эмоций влечет за собой наказание. Игра может быть опасной для ее участников. Однако только нарушение ее правил чревато социальным осуждением."

"Времяпрепровождения и игры - это, на наш взгляд, только суррогат истинной близости. В этой связи их можно рассматривать скорее как предварительные соглашения, чем как союзы. Именно поэтому их можно характеризовать как острые формы взаимоотношений. Настоящая близость начинается тогда, когда индивидуальное (обычно инстинктивное) планирование становится интенсивнее, а социальные схемы, скрытые мотивы и ограничения отходят на задний план. Только человеческая близость может полностью удовлетворить сенсорный и структурный голод и потребность в признании. Прототипом такой близости является акт любовных, интимных отношений."

"Одна из функций игр - удовлетворительное структурирование времени; кроме того, многие игры совершенно необходимы некоторым людям для поддержания душевного здоровья. У этих людей психическое равновесие столь неустойчиво, а жизненные позиции столь шатки, что стоит лишить их возможности играть, как они впадут в безысходное отчаяние. Иногда это состояние может даже послужить причиной психоза. Такие люди яростно сопротивляются любым попыткам проведения антитезиса".

"К счастью, свободная от игр человеческая близость, которая по сути есть и должна быть самой совершенной формой человеческих взаимоотношений, приносит такое ни с чем не сравнимое удовольствие, что даже люди с неустойчивым равновесием могут вполне безопасно и даже с радостью отказаться от игр, если им посчастливилось найти партнера для таких взаимоотношений."

"Способность переключаться на другие роли вообще характерна для Игр. Игроки могут по привычке предпочитать одну роль другой, но они могут поменяться местами и совсем не возражают взять на себя любую роль в той же самой игре, если это по какой- то причине желательно."

"Игры, в которые играют люди, передаются от поколения к поколению. Любимая
игра конкретного человека может быть прослежена как в прошлом - у его родителей
и у родителей его родителей, так и в будущем - у его детей. В свою очередь его
дети, если только не произойдет какое-нибудь вмешательство извне, будут учить
этим играм его внуков.
Переходя из поколения в поколение, игры могут изменяться, но при этом наблюдается сильная тенденция к вступлению в брак между индивидами, играющими в игры, которые принадлежат одному семейству (если не одному роду).
Воспитание детей в большинстве случаев сводится к процессу обучения их тому,
в какие игры они должны играть.
Промежуток между времяпрепровождениями и истинной близостью как бы прослоен
играми. Повторяющиеся времяпрепровождения, такие, например, как вечеринки в честь продвижения по службе, в конце концов приедаются. Близость, в свою очередь, требует тщательной осмотрительности, причем и Родитель, и Взрослый, и Ребенок обычно настроены против нее. (...) Поэтому, чтобы отвязаться от скуки времяпрепровождения, не подвергая себя опасностям, сопутствующим близости, большинство людей в качестве компромиссного решения приходят к играм, если только они доступны. Они-то и составляют большую и весьма значимую часть человеческого общения.
Люди выбирают себе друзей, партнеров, близких людей чаще всего из числа тех,
кто играет в те же игры. Поэтому в данном социальном окружении каждый его
представитель приобретает такую манеру поведения, которая покажется совершенно
чуждой членам другого социального круга. И наоборот, любой член какого-либо социального окружения, который начинает играть в новые игры, будет скорее всего изгнан из привычного общества, но его с удовольствием включат в другое социальное окружение. "

"Наши наблюдения свидетельствуют о том, что интенсивнее всего играют люди,
утратившие душевное равновесие. Весьма любопытно, однако, что некоторые
шизофреники отказываются участвовать в играх и с самого начала требуют
прямолинейности. В обыденной жизни с наибольшей отдачей играют два типа людей,
которых мы назовем Брюзгой и Ничтожеством или Обывателем.

Брюзга - это человек, чаще всего обиженный на свою мать. При внимательном
исследовании выясняется, что он обижен на нее с раннего детства. Наверное, у
него есть вполне основательные "детские" причины для обиды, например, возможно,
в его раннем детском возрасте мать заболела и долго лежала в больнице, как бы
предав его в критический период. А может быть, он не был счастлив из-за того,
что она родила слишком много братьев и сестер? Иногда "предательство" выглядит
более злонамеренным, например мать отправляет ребенка на ферму к своим
родителям, чтобы вторично выйти замуж. А ребенок с тех пор остается обиженным на
весь мир. Будучи взрослым, этот человек не любит женщин, хотя может быть
донжуаном. Поскольку с детских лет он дуется вполне намеренно, то свое решение
может отменить в любой момент (именно так и поступают дети, когда подходит время
обеда). И взрослый (Брюзга), и маленький мальчик отменяют решение дуться на
одних и тех же условиях: он должен иметь возможность не уронить своего
достоинства и ему "обязаны" предложить что-то стоящее взамен его привилегии быть
обиженным."

"Думаю, в каждом из нас есть частица от игрока Ничтожества. Поэтому цель анализа
- свести эту игру до минимума. Ничтожество - это человек, сверхчувствительный к
Родительскому влиянию. Поэтому его Родитель скорее всего будет в критические
моменты вмешиваться и в его Взрослое состояние, и в спонтанное поведение
Ребенка, что вызывает у этого человека неуместное или бестактное поведение. В
экстремальных ситуациях Ничтожество сливается с Подхалимом, Позером и Прилипалой."


вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Выдержки из книги Э. Берна "Игры, в которые играют люди" | Лекс-Ра - Путёвник | Лента друзей Лекс-Ра / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»