[850x]
1. Исаакиевский собор - второй по размеру православный храм в мире после храма Христа Спасителя.
[показать]
2. Собор посвящён Исаакию Далматскому, почитавшегося Петром I, родившимся в день памяти святого, 30 мая. Нынешний собор - четвёртый по счету на этом месте.
[показать]
3. Первый храм был переоборудован в 1706 году из чертёжного амбара. Здесь в 1712 году царь венчался с Екатериной Алексеевной.
[показать]
4. Вторая, каменная церковь была заложена в 1717 году, но закончена только в 1727, уже после кончины императора. Она находилась ближе к берегу Невы, там, где сейчас стоит Медный всадник. Однако, из-за размытия грунта водами реки было решено церковь разобрать и построить новую подальше от берега.
[показать]
5. Третий храм начали строить в 1768 году на современном участке по проекту Антонио Ринальди, но дело шло медленно, а после смерти Екатерины II вовсе остановилось, архитектор уехал за границу. Наскоро достроенный архитектором Винченцо Бренна по указанию Павла I храм получился нелепым, как заметил современник: „Се памятник двух царств, обоим столь приличный. На мраморном низу воздвигнут верх кирпичный”. Из
проекта Ринальди исчезли четыре малых купола и целый ярус колокольни.
[показать]
6. Третий храм не соответствовал парадному центру столицы, и уже в 1809 году был объявлен конкурс на новый собор. Автором проекта был выбран французский архитектор Огюст Монферран.
[показать]
7. Начав работу над проектом в 1818 году, Монферран посвятил стройке следующие 40 лет, до последнего дня жизни.
[показать]
8. Храм стоит на 10 762 сосновых сваях. Ещё до стен были построены четыре 12-колонных портика собора. Цельные гранитные колонны были вырублены из скалы под Выборгом.
[показать]
9. Массивный купол с 24 колоннами опирается на четыре мощных пилона.
[показать]
10. Для облегчения конструкции Монферран предложил сделать купол не кирпичным, а металлическим. При золочении медных пластин, покрывающих купол, отравились ртутью и погибли 60 мастеров.
[показать]
11. Над интерьером собора трудились такие знаменитые художники и скульпторы, как Карл Брюллов, Иван Витали, Пётр Клодт и другие.
[показать]
12. Западая часть собора была отведена под изображения из Ветхого Завета.
[показать]
13. Восточная была оформлена изображениями эпизодов из жизни Христа.
[показать]
14. Арочный потолок кроме росписей был украшен многочисленной позолоченной скульптурой и лепниной.
[показать]
15.
[показать]
16. Деревянные скульптуры покрыты сусальным золотом.
[показать]
17.
[показать]
18. Кафедра священника была выполнена из резных деталей ценных прод дерева.
[показать]
19.
[показать]
20. Пол в соборе выложен мрамором различных оттенков.
[показать]
21.
[показать]
22. На некоторых плитках заметно неравномерное стирание разных слоёв мрамора.
[показать]
23. В храме представлено 150 художественных панно и картин.
[показать]
24. Живопись была выполнена масляными краскам по специальному грунту.
[показать]
25. Перед росписью стены собора штукатурили, разогревали жаровнями до 100-120 °С, и затем наносили несколько слоёв мастики.
[показать]
26. Сложность технологии и невысокое качество основы становилось причиной того, что часто картины приходилось удалять и наносить заново.
[показать]
27.
[показать]
28. С 1851 года был решено для оформления интерьеров использовать мозаику.
[показать]
29. Картины заменялись смальтовыми панно вплоть до 1914 года, сейчас этот процесс продолжается.
[показать]
30. Для освещения пространства под куполом в барабане предусмотрено 12 больших окон.
[показать]
31. Под каждым окном находится изображение одного из апостолов.
[показать]
32. Плафон главного купола был расписан Карлом Брюлловым.
[показать]
33. На нём изображена Богоматерь в окружении святых.
[показать]
34. Отдельного внимания заслуживают входные двери в храм.
[показать]
35. Они отлиты по проектам скульптора Витали и сплошь украшены гравюрами на библейские темы.
[показать]
36. Каждая дверь - целый скульптурный комплекс, который можно долго и с интересом разглядывать.
[показать]
37.
[показать]
38.
[показать]
39.
[показать]
40.
[показать]
41. Часть сюжетов относится к русской истории.
[показать]
42.
[показать]
43.
[показать]
44. Здесь есть и князья,
[показать]
45. и священнослужители.
[показать]
46. Самый поздний из имеющихся на дверях сюжетов иллюстрирует перевозку Петром I мощей Александра Невского из Владимира в Петербург.
[показать]
47. Обратимся к алтарной части храма.
[показать]
48. В соборе три алтаря, правый посвящён Александру Невскому.
[показать]
49. Левый - Великомученице Екатерине.
[показать]
50. Главный алтарь посвящён Исаакию Далматскому.
[показать]
51. Он украшен колоннами из афганского лазурита и уральского малахита, последние крупные запасы которого пошли на эти десять колонн.
[показать]
52.
[показать]
53. Иконостас украшен многочисленными изображениями Спасителя в разные периоды его бытия.
[показать]
54.
[показать]
55.
[показать]
56. Но самое необычное изображение Христа скрывается за Царскими вратами. Этот витраж, характерная деталь католических церквей, появился здесь с одобрения Николая I и Священного Синода. Эскиза витража нарисовал немецкий художник Генрих Мария фон Хесс. Изготовлением руководил М. Э. Айнмиллер, глава «Заведения живописи на стекле» при Королевской фарфоровой мануфактуре в Мюнхене. Площадь витража составляет 28,5 м², детали скреплены свинцовыми пайками. Он является ключевым памятником в истории витражного искусства в России. И сейчас он служит образцом для витражей в строящихся новых храмах.
[показать]