В жизни Древней Руси Юрьев день был очень важным днем в хозяйственном быту, так как в этот день русские крестьяне пользовались правом перехода от одного помещика к другому. В «Судебнике» говорится об этих переходах, что они должны совершаться за неделю до Юрьего дня и неделю по Юрьеве дне осеннем.
Царь Борис Годунов запретили вольные переходы крестьян, но об этом переходе сохранились пословицы, в которых предки наши высказывали сильное сожаление о потерянном дне свободы: «Вот тебе, бабушка, Юрьев день!» — или: «Наряжалась баба на Юрьев день погулять с боярского двора»; «Верстался мужик на Юрьев день радеть о боярском добре: мужик не тумак, знает, когда живет Юрьев день».
В этот день при отъезде куда-либо в дорогу служат молебствия о благополучии на предстоящий путь.
К Егорьеву дню принято было конопатить окна и погреба.
До этого дня необходимо было раздать все долги. Не вернуть долг до Юрьева дня — всю жизнь в должниках ходить.
В этот день ходили слушать воду в колодцах. Есди тиха вода в колодце, не колышется, то спокойная зима будет, а уж если колышется - жди вьюг да буранов.
На чью долю потянет поле, то скажет Юрьев день.
Судила Маланья на Юрьев день, на ком справлять протори.
Позывал дьяк мужика судиться на Юрьев день, а мужик был таков.
Крепки ряды Юрьевым днем.
Мужик болит и сохнет по Юрьев день.
Два Егорья: один холодный, другой голодный.
Юрий холодный оброк собирает.
Весной Георгий с летом, Никола — с кормом; в осень Георгий — с мостом, Никола — с гвоздем.
Крепки ряды Юрьевым днем.
Мужик не тужит, знает, когда Юрья день.
Волку зима на добычу.
Что у волка в зубах, то Егорий дал.
Сказана волку зима.
Волки на Егория хаживают возле дворов, норовят скороминку
ухватить. Лют волк, озирается, но, не поджав хвост, уходит
в лес, а мудро, не спеша. За собой оставляет борозду.
Ухватит добычу за бок - и прочь. Кусок скоромины теплый да
сочный дает ему силы. Бежит рыскучий в свою сторону по лунному свету.
Летит без боязни, что собачья свора нагонит. Сугробы одолевает
со звериной лихостью. И знают охотники - на ружье в эту пору летит волк
со смехом звериным. Охотника валит.
У жилья воет волк - к морозу. Отмечено в месяцесловах в году два
Егория: один - холодный (9 декабря), другой - голодный (6 мая).
Ведают знахари: Мужик болеет и сохнет на Егорьев день.
Так что наговаривают знахари на горящую лучину. Растапливают в кубце
в русской печи волчий жир. Растирают больного. Укутывают и дают
угольком от лучины заесть худобу.
Старики слушали в этот день воду - бросали в прорубь горящие уголья
из печи. Уголья шипели, вбирали в себя животворную силу речной воды.
А после, из проруби ладонью зачерпнув несколько угольков, старики
несли их в куриный закут - курам, бросали в поросячье корыто.
• На Руси два Юрья — один холодный (зимний), другой — голодный (вешний).
• На Руси Егорий покровитель животных, повелитель волков. В народе считалось, что ни один волк не зарежет скотину без повеления Егория (Юрия).
• Егорий с мостом, Никола (19 декабря) с гвоздем.
• Если до Егорьева дня бывает иней, то сев овса в будущем году окончится до 6 мая.
• Чтоб знать погоду, слушай в колодце воду. Коли вода тихая — зима предстоит теплая, послышатся звуки — надо ожидать морозов.
• В этот день змеи — именинни
цы. В лес ходить нельзя — укусят, хоть и зима.
• На Егория медведи засыпают в берлоге.
• На Егория волки начинают ходить за добычей.
• К Егорьеву дню обивают двери войлоком или рогожами, конопатят окна и погреба.
В старину поденщики старались наняться на работу именно в этот день. Тогда по примете хозяин не будет строг, не выгонит зазря и любая работа никогда не будет в тягость.
С этим днем связаны заговоры на принятие на службу (чтобы не отказали). Знающие люди и теперь читают заговорные слова, прежде чем отправиться к начальству. Читают их так
Господи, иду я на труд подряжаться,
Хочу в Твои пелена обряжаться,
Молитвами огородиться,
Твоей помощью подбодриться.
Чтобы я никаких властей не боялась,
И на любую работу принималась.
Моя правая нога, моя правая рука,
Мое каменное тело, мое правое дело,
Выйду я перед хозяином смело.
Иду я со Святой Пасхой,
А ко мне чтобы все начальники с лаской.
Есть у меня (имя) святой мак,
Что я скажу, все будет так.
Во имя Отца и Сына и Святого Духа.
Ныне и присно и во веки веков. Аминь.