Впервые Петергоф (в переводе с голландского – двор Петра) упоминается в 1705 году, как «путевой двор» для остановки при переезде на остров Котлин. Но уже в 1714 году Петр решает создать на этом месте свой Версаль. Сохранившиеся указы, пометки и даже рисунки, сделанные рукой царя, свидетельствуют, что Петр принимает непосредственное участие не только в общей планировке, но и в проработке некоторых деталей дворцово-паркового ансамбля.
И вот в 1723 году Петергоф гостеприимно распахивает свои двери. Конечно, еще не все постройки готовы, работает только 16 фонтанов, да и выглядят они совсем не так, как сейчас. Но новая царская резиденция поражает своим великолепием не только Россию, но и Европу.
Однако после смерти Петра Первого его творение оказывается преданным забвению вплоть до 1730 года, когда указом Анны Иоанновны (стремящейся показаться в глазах современников верной сторонницей петровских реформ) возобновляются строительные работы.
Впоследствии Гаврила Державин пишет о Петергофе:
Прохладная страна! Места преузорочны!
Где с шумом в воздух бьют стремнины водоточны,
Где роскоши своей весна имеет трон,
Где всюду слышится поющих птичек тон,
Где спорят меж собой искусство и природа
В лесах, в цветах, в водах, в небесном блеске свода,
И, словом, кто Эдем захочет знать каков,
Приди и посмотри приморский дом Петров!
Этот Эдем радует своим великолепием вплоть до начала Великой Отечественной Войны. А в 1941 году Петергоф оккупирован. И хотя свыше 8 тысяч предметов убранства дворцов и около 50 статуй удается эвакуировать, немецкие захватчики превращают дворцово-парковый ансамбль буквально в руины. Вырубаются деревья, создаются траншеи и противотанковые рвы… Уходя в 1944 году, оккупанты взрывают Большой Дворец и увозят с собой многие музейные ценности, в том числе и знаменитую статую Самсона.
После войны начинается восстановление Петергофа, которое продолжается и по сей день.
Основное здание дворцово-паркового ансамбля – Большой Петергофский дворец, расположенный на краю естественной 16-метровой террасы, – сейчас привлекает множество туристов своей оригинальностью: с западной части здание заканчивается «Корпусом под Гербом», а с восточной – «Церковным корпусом».
Но мало кто знает, что его облик – это результат многократных перестроек в течение более, чем двух веков. И если сначала (в 1714-1725 годах) здание строилось в стиле «петровского барокко». То уже при Екатерине дворец перестраивался по модели Версаля, в стиле так называемого зрелого барокко. Нынешнее здание, протягивающееся почти на 300 метров и венчающее большой каскад фонтанов, - результат восстановительных работ в послевоенное время.
Еще одна знаковая постройка Петергофа – дворец Монплезир, что в переводе с французского значит «мое удовольствие». Именно так называет свое любимое детище, расположенное прямо на берегу финского залива, император Петр. Сейчас этот дворец, выдержанный в строгом и рациональном стиле, превратился в своеобразный музей, посвященный Петру Великому, так как после его смерти во внутреннем убранстве ничего не меняется.
Но, конечно же, туристов привлекают не столько музеи, сколько множество фонтанов. Их красоту и великолепие не единожды воспевают представители искусства.
Например, Елена Егорова, посвящает Петергофским фонтанам следующие строки:
Петергофские фонтаны:
«Солнце», «Ева» и «Адам»…
Изогнув златые станы,
«Нимфы» воду льют к ногам.
От восторга обмирает,
Кто однажды видел сам,
Как друг друга обгоняя,
Струи рвутся к небесам.
Плеск вначале еле слышен,
А потом за рядом ряд
Все звончей, полнее, выше
Рукотворный водопад.
И, искрясь в лучах игриво,
Пляшут струйки в унисон,
А над ними мощной гривой
Извергается «Самсон».
Воды катятся шумливо,
Пенясь, фыркая, бурля…
Пушкин с Финского залива
Любовался с корабля
Величавые фасады
Павильонов и дворцов,
Уникальные каскады
Замечательных творцов...
Фонтан Нептун – это композиционный центр Верхнего сада:
А фонтан «Самсон, раздирающий пасть льва» - доминанта нижнего Парка. Но мало кто знает, что в планах на месте Самсона стоит Геракл, побеждающий лернейскую гидру. Замена же связана с Полтавской победой русских войск над Шведами (лев до сих пор присутствует на Шведском гербе), одержанной в день Сампсония странноприимца.
Все множество фонтанов работает за счет разницы уровней. Сам Петр, обнаружив в этой местности несколько водоемов, питаемых за счет внутренних источников, решает отказаться от водонапорных сооружений и насосов. И пусть силы Охотского моря ок5азалось недостаточно, однако использование Ропшинских вод оказывается блестящей находкой. Именно поэтому система, разработанная императором Петром, действует и поныне. Именно благодаря его гению мы гости и жители Петергофа дважды в год могут наслаждаться замечательными праздниками – праздником открытия и праздником закрытия петергофских фонтанов.
Ну и, конечно же, не нужно забывать, что Петергоф еще и восхитительный парковый ансамбль, со множеством регулярных парков, первый из которых – Английский – появляется еще при Екатерине второй.
Сегодня Петергоф – знаменитый музей и общепризнанная «столица фонтанов».
http://peterhofmuseum.ru/ - официальный сайт Петергофа
http://audioguide.spb.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=70&Itemid=59;%20text/html;%20charset=windows-1251 – текст небольшой экскурсии.