[250x260]16 сентября 1796 г. выходит правительственный указ об учреждении цензурных комитетов, и среди прочих городов, где ведено организовать соответствующие комитеты, упоминается Одесса. Месяц с небольшим спустя указано составить штат и назначить цензора. И хотя это распоряжение фактически было исполнено значительно позднее (30 июля 1832 г.), пишет "Одесский вестник", но само издание этих двух указов в достаточной степени характеризует просвещенность Одессы с самых первых лет ее существования.
Приводится указание Сопикова о том, что в 1813 г. в городе уже действовала типография "с одним станком для печатания на российском, латинском, немецком и французском языках. Когда эта типография открыта - сведений не имеется, но с некоторой достоверностью можно сказать, что она существовала и ранее 1813 года".
Говоря об устройстве в 1814 г. городской типографии, историк Смольянинов отмечает: "до того времени все бумаги для присутственных мест, частные и театральные объявления печатались в единственной типографии, принадлежавшей коллежскому советнику Россету". Тот же автор прибавляет, что "по смерти Россета, вдова его предложила Дюку купить для города ее заведение. Дюк предложил Строительному комитету осмотреть типографию, и когда она была найдена годною, разрешил Выдачу 4000 рублей. Заведывание типографией и цензура всего печатаемого в ней были возложены на правителя канцелярии г-на Богдановича".
Очевидно, что типография Россета была крайне маломощной и печатала на единственном своем станке лишь различные бланки, товарные ярлыки, частные объявления, театральные афишки и т.п. Первым же серьезным печатным образцом, как свидетельствует Смольянинов, были стихи, подписанные криптонимом Р.Т. и посвященные солистке итальянской оперной труппы. Вышли они под заголовком "Al genio musicale signora Justavina Zamboni Sonetto" (Густавина Замбони - представительница знаменитого семейства оперных вокалистов).
Что касается первой книги, изданной в Одессе, то это были "Начертания правил воспитания в обоих одесских благородных институтах. Одесса, 1814". Это небольшая брошюра в четверть листа, предназначенная для воспитанников мужского благородного пансиона (в дальнейшем - Ришельевский лицей) и девичьего института (Институт благородных девиц).
С 1820 г. типографию арендовал Карл Сейц, который получал от города дотацию в размере 2400 руб. с обязательством бесплатно издавать первую одесскую газету "Мессаже", редактируемую Жаном Даваллоном. Газета выходила по вторникам и пятницам и помещала материалы исключительно коммерческого характера.
В 1821 г. была сделана попытка дублировать ту же газету на русском языке под редакторством Александра Гибаля, но попытка оказалась неудачной - не набралось достаточного числа подписчиков. И лишь спустя шесть лет, попечениями М.С.Воронцова, был налажен выпуск русскоязычного "Одесского вестника", дублировавшего выходивший с осени 1823 г. "Журналь д'Одесса".
Разумеется, на базе старой россетовской типографии наладить выпуск по сути двух газет не представлялось возможным. А потому в 1826 г. были выписаны из Петербурга, от Плюшара, новые шрифты, а для руководства типографией Воронцов пригласил опытного специалиста П.Ф.Францова, служившего до той поры в типографии министерства внутренних дел в столице.
Первый номер "Одесского вестника" увидел свет пятого января 1827 г. В том же году он имел уже 500, а в следующем - 2000 подписчиков. Для сравнения скажем, что "Журналь д'Одесса" в 1825 г. имел лишь 37 подписчиков.
Но вернемся немного назад. Еще в самые первые годы порто-франко стало ясным, что одной типографией в городе не обойтись. А потому "Высочайше утвержденным 24 июня 1819 г. положением комитета министров дозволено остававшейся в г. Одессе на 10 и более лет типографской компании учредить там типографию для печатания книг на греческом, а по усмотрению надобности и на латинском языках, как для чтения, так и для образования юношества". Осуществилась эта идея несколько позже - Высочайшее соизволение последовало 5 июля 1827 г. Типография открылась при местном греческом училище (Екатерининская, угол Дерибасовской) "для печатания необходимо нужных училищу эллино-греческой грамматики и других учебных классических книг".
В 1848 г. в Одессе появилась и третья - знаменитая типография П.Ф. Францова, созданная по новейшим тогда полиграфическим образцам, с богатейшим выбором шрифтов. Францовым издана масса превосходных книг, в том числе и связанных с историей города.
Вместе со стремительным ростом Южной Пальмиры увеличивается и число печатных заведений: 1857 г. - 4 типографии, 1864 - 5, 1868 - 6, 1879 - 12, 1890 - 35, в том числе 28 типолитографий.
На каждые 10 тыс. одесситов приходилась своя типография! Из числа существовавших тогда типографий три принадлежали военному ведомству, остальные - частным лицам. Мало того, владельцы шести из этих типографий были ПОДДАННЫМИ ДРУГИХ ДЕРЖАВ. Из трех словолитен, функционирующих в Одессе, две также принадлежали иностранцам.
Немного старой статистики. Число оригинальных сочинений на всех языках, отпечатанных в Одессе: 1883 г. - 266 (280.710 экз.), 1885 -466 (511.177), 1887 - 431 (619.744), 1888 - 556 (820.237). В том числе на русском языке за эти четыре года - 1.358 сочинений (1.755.027 экз.). Далее по числу сочинений следуют французские и немецкие издания; 26 греческих (27500 экз.), 13 малороссийских (24250 экз.), 8 английских (2770 экз.), 4 итальянских (850 экз.).
Из 90 иностранных сочинений: романов и повестей - 24 (38.000 экз.), других сочинений по словесности - 23 (37.500), сочинений под рубрикой "смесь" - 20 (69.211), богословских - 4 (6.700), по истории - 4 (1.000), по естественным наукам - 1 (2.000), по медицине - 1 (3.000), по музыке - 2 (400), календарей - 10 (61.000), планов - 1 (3.000).