![]()

![]()


Мерцание огней
В тени ночного зала
Одна среди свечей
Здесь пара танцевала
То были я и ты,
И танец наш небесный.
Движенья Красоты
Слились в узор чудесный.
Дыханье затаив,
Друг другу мы открылись.
И, в чувствах закружив,
Мы воедино слились.
И время в эту ночь,
На миг остановились.
Мы танца сын и дочь,
И в танце все случилось.
К чему нужны слова,
Ведь если есть движения.
Мы в танце навсегда,
И нет в шагах сомненья.
Под пологом теней
Мы душу в танец влили.
Одни, среди свечей
Два ангела парили.
http://dreamworlds.ru/tvorchestvo/s...c-na-snegu.html

Вся наша жизнь
Как танец на снегу.
Наперекор природе,
Наперекор всему
Ты крутишь фуэте
На северном ветру.
И молвишь, что вся жизнь
Тебе не по нутру.
Пуанты уж истерлись,
И в кровь разбиты ноги,
А убежать не можешь
Об наст обрежешь ноги.
Давно уже ты хочешь
Найти приют у снега
И он тебя укроет-
Под ним такая нега!
Даешь себе завет:
«Не буду никогда».
Но, перестав, замерзнешь-
Исчезнешь навсегда.
И ты почти замерзла,
Не можешь уж дышать,
Но нужно попытаться
Продолжить танцевать!
Вся наша жизнь
Как танец на снегу.
Танцует балерина
Наперекор всему!
http://dreamworlds.ru/tvorchestvo/s...c-na-snegu.html



Случилось так, что осенью 1912 года, когда в царственном Петербурге "почти вся светская жизнь заглохла до нового зимнего сезона", невенчанная великокняжеская чета, женская половина которой была представлена прима-балериной Мариинского театра Матильдой Кшесинской, а мужская - её многолетним возлюбленным, великим князем Андреем Владимировичем, смогла, наконец, отправиться для отдыха на Лазурный берег Франции.
Поехали в Кап-д'Ай, где уже и раньше снимали виллу графини де Морла. Срок аренды графской виллы кончился, и чета решила купить собственную роскошную виллу у гор и моря. Виллу окрестили в честь хозяйки, которую звали в домашнем обиходе Мала (не знаю, отчего, может, производное от Марии, а может, она была даже и не Матильда, эта популярная полечка, а Малгожата, Маргарита). Прочитанное задом наперёд её имя и стало названием виллы - "Алам."
Матильда была дочерью поляка-танцовщика Феликса Кшесинского из тогдашнего петербургского предместья. Вместе со старшим братом и старшей сестрой она училась в Петербургском театральном училище, окончила его в 18 лет от роду, была принята в труппу Императорского Мариинского театра. Одновременно еачалась и её головокружительная придворная карьера. По инициативе папеньки-императора балерине был представлен князь-наследник, будущий Николай II. Папенька считал, что балерины полезны для здоровья, а романы с ними не унижают достоинства членов императорской фамилии и не создают никаких осложнений. Роман Николая и Малы продолжался до самой женитьбы наследника, сделавшей необходимым разрыв с любовницей, хотя бы и временный.
Возможно, что разрыв этот ранил молодую женщину. Возможно, что она, безгранично веря в себя, возлагала на эту вполне банальную связь не вполне реальные надежды. Так или иначе, в связи с этим её романом можно уследить в её воспоминаниях, написанных 60 лет спустя, хоть какие-то эмоции. В целом же в этих воспоминаниях великая женщина предстаёт такой, какой онаскорее всего и была - упорной, трудолюбивой, сухой, практичной, предприимчивой, расчётливой, бережливой, мелкой, серьёзной, но малоинтересной пригородной мещанкой, в силу семейной традиции избравшей не торговлю, а танцы и очень серьёзно относящейся к своим занятиям и своей выгоде (многие, впрочем, считали её и очень талантливой)...
После женитьбы наследника покровителем балерины становится князь Сергей Михайлович, а потом к нему присоединяется молодой (он был на 7 лет моложе Матильды) и образованный (с юридическим образованием) поклонник, великий князь Андрей Владимирович. Император также продолжает оказывать балерине содействие и покровительство. Умело их используя, она становится почти полновластной хозяйкой в Мариинском театре...
В 1902 году у Матильды и великого князя родился сын Вова (иные, впрочем, предполагают, что он был сыном императора.)
...В феврале 1917 года 45-летняя балерина в последний раз танцевала на сцене Мариинки, после чего она уехала с сыном в Кисловодск к князю Андрею. Тем и спаслась. С балкона её дома на Петроградской стороне уже слышались злобные речи Ленина.
Через Константинополь и Рим Кшесинская с семьёй добралась в 1920 году в Кап-д'Ай. Прошло 6 лет с тех пор, как они с князем в последний раз были здесь. Всё переменилось за эти 6 лет. Не было в живых Сергея Михайловича и других великих князей. Все были зверски убиты большевиками. В воспоминаниях балерины, впрочем, всё лишь о том, как замечательно дворецкий Арнольд украсил стол, кто заезжал в гости и кто встретился ей по дороге - куча бессмысленных мелочей: "Всё было как раньше и жизнь словно бы началась снова, как после кошмара".
А всё же теперь надо было зарабатывать на жизнь, и забота об этом легла на плечи 50-летней балерины. Супруги уехали в Париж. В 1929 году митрополит Евлогий освятил новую, ещё одну русскую балетную студию Парижа, студию Кшесинской. В 1933-1934 годах в студии было больше 100 учениц. Росла популярность школы: за советом к Кшесинской приезжали Марго Фонтейн и Ивет Шовире.
В 1936 году на сцене лондонского Ковент-Гардена 64-летняя Кшесинская танцевала в последний раз "Русский танец". В начале 50-х она возглавила в Лондоне Федерацию русского классического балета. Потом она дописаласвои мемуары. Но и это был ещё не конец. Она дожила почти до 100 лет, намного пережив своего молодого мужа.
Б. М. Носик, "Прогулки по французской Ривьер
![]()
![]()