Фильм "Клеопатра" феноменален: это - не кинематографический шедевр, но его знают все.
История о том, как делали этот фильм, на мой взгляд, интереснее самого фильма.
[показать]
КАК СНИМАЛИ
Фильм снимали несколько режиссёров и продюсеров. После того, как Лиз Тейлор простудилась и наотрез отказалась сниматься в Англии, съемки перенесли в Италию
[показать]
на съемках в Риме
Исполнители главных ролей - Юлия Цезаря актер Питер Финч и Марка Антония актер Стивен Бойд - не захотели сниматься заново в Италии, поэтому все, что сняли до этого - выбросили и взяли других актеров. Декорации тоже разломали, поскольку дешевле было в Риме построить новые. Режиссер Роберт Мамулян угодил в больницу с нервным срывом и после чего тоже отказался продолжать съемки. Когда ему на смену пришел Джозеф Манкевич, смета фильма уже была превышена на 5 миллионов долларов. "Этот фильм был зачат в спешке, снимался в истерике и был закончен в слепой панике",- вспоминал он впоследствии.
[показать]
Манкевич и Тейлор.
Элизабет Тейлор позвонили со студии с предложением сыграть Клеопатру, но к телефону подошел ее муж Эдди Фишер. Он крикнул Лиз, что ее приглашают сниматься в новом фильме, на что она в шутку ответила: "Конечно, скажи, что я сделаю это за миллион долларов". Студия возьми и согласись, и Тейлор ничего не оставалось, как сниматься. Надо сказать, что тогда еще актерам (тем более, актрисам) не платили таких гонораров, как сегодня. К тому же, эта сумма, в конце концов, достигла 7 миллионов долларов из-за задержки производства, что сегодня эквивалентно более чем $ 47 миллионам.
Тейлор в начале съемок чуть не умерла, но, слава богу, вовремя была доставлена в больницу, где ей сделали трахеотомию.
[показать]
Лондон. Госпитализация Тейлор.
Этот шрам виден во многих сценах, несмотря на то, что гримеры тратили не мало времени, чтобы его скрыть.
[показать]
[показать]
Дальше я вам процитирую Википедию: "Процесс затормозился на 8 месяцев, студия несла убытки. Тогдашний муж Тэйлор Фишер всячески содействовал переносу съемок в Рим: сухой климат должен был пойти на пользу его жене.
[показать]
Лиз, Эдди Фишер и дети Лиз.
Но, в конце концов, Рим пошёл лишь на пользу двум разводам. Ричарда Бартона до съемок многие предупреждали о "соблазнительности" Элизабет и о том, что она всегда получает, что хочет.
[показать]
Бартон и Тейлор на съемках "Клеопатры".
Он же, будучи большим ловеласом, называл Тэйлор "слегка полноватой и маленькой"….и, тем не менее, уже после первых любовных сцен режиссёру приходилось несколько раз кричать стоп, так как Тэйлор и Бартон не прекращали целоваться.
[показать]
Муж Лиз покинул площадку, но жена Ричарда, живя в Лондоне, верила, что после окончания съемок он вернется - он всегда возвращался. У Тэйлор же были свои планы, она устраивала истерики и сцены, срывала съёмки и не хотела слышать ничего, кроме предложения о свадьбе.
[показать]
Тейлор в свадебном платье (в день первой свадьбы с Бартоном).
Бартон не устоял, он развелся, приведя всю общественность в шок. Наконец-то тяжелейшие съёмки подошли к концу, на премьеру Элизабет Тэйлор приехала в костюме египетской царицы и под руку со своим "Марком Антонием". Став-таки миссис Бартон, она ещё раз подтвердила, что образ Клеопатры шёл ей как никакой другой актрисе, наверное, именно поэтому в уме обывателя историческая Клеопатра представляется исключительно, как роскошная и богемная Элизабет Тэйлор".
[показать]
Еще рассказывают забавную историю, что статистки - американки, игравшие в фильме рабынь, устроили настоящую забастовку: мужская часть итальянской группы не могла спокойно пройти мимо полуобнаженных красавиц, без того, чтобы не хлопнуть по попке или заключить в страстные объятия. Пришлось приставить к девушкам телохранителей, которые контролировали итальянцев.
[показать]
Наконец, съемки были закончены, материал смонтирован. Манкевич безуспешно пытался убедить студию разделить фильм на две части, чтобы сохранить логичность сюжета. Он предлагал выпустить два фильма "Цезарь и Клеопатра", а затем "Антоний и Клеопатра". Но студия не пошла на это.
КОСТЮМЫ
Сначала немного статистики.
До 1996 года фильм фигурировал в "Книге рекордов Гиннеса" как "Самое большое количество переодеваний актрисы в фильме": в "Клеопатре" Тейлор 65 раз меняла костюмы.
[показать]
Общее же число костюмов достигло цифры 26 000, и потрачено на них было $ 195000.
[показать]
На фильме было несколько художников по костюмам.
За мужские костюмы отвечал Vittorio Nino Novarese, а за женские - Reniе.
Дизайн платьев самой Клеопатры разрабатывала Ирен Шарафф.
[показать]
Ирен Шарафф (слева) в костюмерной "Клеопатры".
Впоследствии, все они получили за эту работу "Оскар".
Ирен Шарафф (1910 - 1993), за свою жизнь "одела" 60 постановок и 40 кинофильмов.
Еще она делала костюмы для Русского балета в Монте-Карло, Американского театра балета и New York City Ballet.
Шарафф была 15 раз номинирована на Оскар и получила 5 за фильмы "Американец в Париже" (1951), "Король и я" (1956), "Вест-сайдская история" (1961), "Клеопатра" (1963), и "Кто боится Вирджинии Вульф" (1966).
[показать]
Ее костюмам из фильма "Король и я" приписывают популярность в конце 50-х тайского шелка.
Но вернемся к Тейлор.
Я уже вам рассказывала, что в голливудских фильмах никогда не стремились к аутентичности.
[показать]
Женщины древнего Египта одевались так. Силуэт узкий, прямоугольный.
[показать]
А Тейлор в фильме так.
[показать]
Силуэт платьев Тейлор - "песочные часы" - с узкой талией и расклешенной юбкой.
Важнее было подчеркнуть все достоинства актрисы, чем соблюсти время, в которое происходит действие фильма.
[показать]
Например, почти в каждом платье Клеопатры - Тейлор имеется роскошное декольте. И это понятно, зачем прятать такую красоту?
И все платья имеют четкую талию.
[показать]
Что тоже понятно, о тонкой талии Лиз ходили легенды.
Поэтому, говорить с точки зрения соответствия костюмов Элизабет Тейлор эпохе Древнего Египта невозможно.
[показать]
Разный силуэт, другие фактуры - это, скорее, легкая стилизация на тему Древнего Египта, чем сам Египет.
[показать]
Мне этот принцип напоминает костюмы "Дочь фараона" из балетов начала ХХ века.
[показать]
Что нам все-таки напоминает о том, что Клеопатра - царица египетская, так это макияж.
[показать]
[показать]
И иногда - прически и головные уборы.
[показать]
парик Тейлор напоминает настоящий древний, египетский парик, найденный при раскопках.
[показать]
Египетский головной убор клафт, что-то вроде платка.
[показать]
Типа "клафт".
[показать]
[показать]
Схемти.
Этот головной убор, сделанный для фильма, продали на аукционе Дебби Рейнольдс за 70 000 долларов.
[показать]
Но иногда головные уборы напоминали не Древний Египет, а моду конца 50-х.
[показать]
[показать]
Забавно, в похожей шапочке Тейлор появится в фильме "Зеркало треснуло".
[показать]
кадр из фильма "Зеркало треснуло"
[показать]
английская королева питала слабость к таким шляпкам.
Ответственность за прически Лиз Тейлор в фильме "Клеопатра" несет очень модный стилист по прическам того времени Александр де Пари.
[показать]
Александр де Пари и Тейлор
Александр де Пари работал с самыми знаменитыми женщинами ХХ века Грейс Келли, Одри Хепберн, Жаклин Кеннеди, Роми Шнайдер, Лайзой Минелли, Марией Каллас и другими. Стричься или делать прическу у него было престижно. Каждая богатая невеста 60-х, 70-х годов обязательно должна была уложить волосы у Александра.
[показать]
На его участии в фильме настаивала сама Лиз. Говорят, когда Тэйлор заболела во время съемки "Клеопатры", ее спросили, что может сделать ее счастливой - она ответила: "Александр". И он быстро прилетел в Лондон.
[показать]
Александр и Лиз
Он же делал Лиз прическу в день ее свадьбы с Бертоном.
[показать]
А Ирен Шарафф шила свадебное платье.
Костюмы для фильма Ирэн начала делать задолго до того, как был написан сценарий. Хотя, и потом, сценария как такового не было, актеры часто импровизировали прямо на площадке.
[показать]
Один из самых известных и эффектных костюмов в фильме - золотой наряд Клеопатры, въезжающей в Рим.
[показать]
Думаю, вас уже не смущают каблуки Клеопатры?
При бюджете на костюмы в $ 194 800 впечатляет, что платье для этой сцены было сшито из 24-каратной золотой ткани.
[показать]
[показать]
[показать]
Такой головной убор царицы - называется "шути". Он состоял из двух страусовых перьев, укрепленных на особой платформе - модиусе. Иногда между перьев мог быть помещен еще и золотой солнечный диск. Этот шути был продан на том же аукционе актрисы Дебби Рейнолдс за 100,000.00 USD.
[показать]
Пикантность этой истории заключается в том, что Тейлор в свое время увела у Дебби мужа Эдди Фишера. Ради Лиз он бросил жену и двоих маленьких детей. Фишер был близким другом погибшего мужа Тейлор Майкла Тодда, которого она очень сильно любила. Настолько сильно, что известна ее фраза: "За всю жизнь я любила только три вещи: Тодда, Бартона и драгоценности". Вот ради Бартона она и бросила Эдди Фишера…
[показать]
Лиз и Ричард. Немного не в тему, но именно это платье выставлялось у нас в ГУМе несколько недель назад.
[показать]
и это платье тоже - оно из фильма "Клеопатра".
[показать]
[показать]
Вот, собственно, и все, что я хотела вам рассказать о фильме "Клеопатра" и о костюмах Элизабет Тейлор. Действительно, популярность этого фильма заключается в потрясающем соответствии личностей легендарной египетской царицы и известной голливудской актрисы.
[показать]
Сыгравшая немало ролей в кино и на телевидении, Лиз Тейлор навсегда останется Клеопатрой Голливуда (да простят меня Вивьен Ли, Теда Бара и другие актрисы, примерившие на себя эту роль). Сразу после смерти дивы в филиале музея мадам Тюссо в Голливуде была выставлена восковая Клеопатра - Тейлор, рядом с которой все желающие могли оставить запись в книге свои соболезнования…
[показать]