АБЗАЦ - ТЕАТРУ.
«Любите театр в себе, а не себя в театре» - великая фраза и не менее великое требование.
Однако давайте попробуем, давайте попытаемся, ну хоть немного проникнуть в самую её суть. Что такое театр? Если верить штампам, театр – это храм, на худой конец – дом. Короче говоря - место, определенная географическая точка на карте города, где обитают создатели театрального опиума для народа. И если в столицах этих географических объектов при всей их разности может быть немыслимое, неисчислимое множество, то в провинциальной глубинке эти точки единичны и чаще всего представляют собой островки вымирающей театральной традиции. Эдакие театры- музеи, слабоориентированные на современного человека. Несомненно, их творческий продукт необходим и он бывает весьма высокохудожественного качества. Но, при всем уважении, мы видим здесь только жизнь прошлую - для нас не настоящую.
Отрицание поиска и самоопределения театра в настоящем времени, ведет к его прозябанию. Любой поиск это единственный путь к театру в себе. Поэтому традиционный театр - это театр рядовой, обыкновенный.
Вы не согласны? Хорошо, вернемся к афоризму Константина Сергеевича. Да, я утверждаю, что любить себя в театре, это и еще любить географическое значение слова театр: любить здание этого театра, любить историю этого театра, любить спектакли этого театра, чтить традиции этого театра. Не кажется ли вам, мой добрый читатель, что здесь попахивает какой-то самоизоляцией. Конечно, вы можете возразить - а как же театральные связи? Ведь существуют же всевозможные фестивали, форумы, где театралы наглядно обмениваются опытом театра настоящего и где видны тенденции развития театра грядущего. Да, бесспорно, но все же не будем забывать, что на фестивали привозят специальные спектакли, спектакли именно для таких случаев, чтобы было не стыдно себя показать, да и на других посмотреть. То есть спектакли не для простых зрителей, но для зрителей особых – своих сотоварищей по театральному цеху, этих на мякине не проведешь. Не является ли это любовью себя в театре?
Хорошо, а то, что все эти театры у себя на местах абсолютно одинаковы в формировании репертуарной политики? Что все без исключения опираются только на проверенную веками классическую пьесу и проверенную безумным зрительским успехом современную комедию в стиле ныне пошлой передачи «Аншлаг»? Не является ли это любовью себя в театре?
Да, актеры в этих театрах порою гениально существуют в системе показа, мастерски придуряются, штукарят и при всем этом боятся быть на сцене такими, какими они являются на самом деле - такими же простыми, как человек, сидящий в зрительном зале. Может быть именно поэтому так легко прятаться за историческими костюмами, изображая пороки иного времени? Из боязни быть простым, из стыда, что твоя современная жизнь более скушна, чем жизнь картонная с её шпагами, реверансами и маскарадами? Видимо современный человек скушен в любовных страданиях, в личных драмах и в осознании трагедии общества, нации. А может быть как раз скушны «современные» театральные деятели и их братья актеры, не чувствующие движения эпохи? Театр замкнутый на себе – не это ли любовь себя в театре?
Мы живем в очередную великую эпоху - эпоху перемен. Современный театр скорее мертв, чем жив. Но, в отличие от ныне присных, желтопрессного телевидения и фастфудного кинематографа, театр еще можно воскресить. Обнадеживает одно, в хорошем театре мы пока ещё можем воочию увидеть реальную правду жизненных чувств. Конечно, мы всего лишь наблюдаем игру актеров, но при хорошей игре мы можем забыть, что перед нами актеры.
Любить театр в себе – значит любить будущее театра, искать это будущее. А чтобы правильно искать нужно в первую очередь познать себя, начать с себя. Прежде чем предъявлять зрителю свои «опусы» стоит задуматься, а имеете ли вы право на предъявление зрителю вообще чего- либо?
В следующих статьях предлагаю вам продолжить наш диалог на эту тему, а заодно коснемся «современной» режиссуры и не менее «современного» театрального делопроизводства.
[540x347]