Приложение к тексту программы
“Композиция в рисунке детей”
Публикую таблицы без развёрнутых комментариев. Многие схемы встречаются на страницах темы "композиция и дети", где они имеют пояснения. Но, собранные здесь вместе в единую таблицу, материалы воспринимаются легче. Надеюсь, вместе с другой таблицей, состоящей из графических образов, созданных детьми младшего возраста, они будут полезны педагогам-художникам.
Типы линий, их свойства,
способы их взаимодействия.
Группы линий.
Контраст по расположению, по толщине и форме.
Ассоциативность восприятия линий.
Объекты изображены одной не замкнутой линией.
Изображение объекта несколькими не замкнутыми линиями.
Использование замкнутой линии в изображении контура силуэта.
Применение замкнутой и не замкнутой линий в изображении одного объекта.
Силуэты одного предмета с разных точек зрения (выбор выигрышной точки).
Любой рисунок можно выполнить в разной степени сложности.
Степень сложности рисунка отражает возрастные особенности ребенка и
уровень его подготовки.
От единичного объекта к нескольким.
Обогащение рисунка простыми деталями,
соответствующими содержанию образа.
Можно сказать, рисунок содержит простейший сюжет.
Изучение различных принципов организации подобных объектов.
Подобие изобразительных элементов стилистически организует рисунок в единое целое.
В основе рисунка используется один вид геометрической фигуры - прямоугольник, круг или треугольник.
В основе рисунка используются три основных вида геометрических фигур - прямоугольник, круг и треугольник.
Обогащение рисунка простыми деталями.
Комбинирование и наложение друг на друга различных силуэтов (одушевление деталями).
Способы организации последовательностей.
Человек из любой формы.
Поиск движения образа с помощью структурной схемы.
Знаки зрительной ориентации в детальной характеристики образа созданного на основе простых геометрических тел.
Организация подобных элементов по структурной схеме дерева.
Создание зрительного ощущения глубины пространства последовательным изменением размера одинаковых по форме чередующихся объектов.
Два варианта заполненная одной структурной схемы различными по форме модулями.
Сопоставление одинаковых узоров в контрастном масштабе.
Сопоставление одинаковых узоров в контрастном направлении.
Передача объемности объекта в пространстве с помощью регулярного рисунка на его поверхности.
Шкала тональности рисунка позволяет осознанно выбирать тоновые пропорции в работе над композицией.
Закономерность в разбивки поверхности.
Членение поверхности: параллельными прямыми, пересекающимися прямыми, лекальными кривыми не пересекающимися (ограничения).
“Меандр” - один из самых известных орнаментов Древнего мира. Для меня он интересен свойством симметричного делния ленты на две равные полосы ломанными и лекальными линиями своих завитков. Возможность разделить поверхность на равные площади кривой линией для детей весьма неожиданна. Они всегда с интересом выполняют эти задания, находя, прой, весьма неожиданные решения.
Лента, как средство создания модульного элемента изображения.
Трансформация ленты, её пространственные свойства.
[353x236]
Лента в ракурсе.
Сочетание элементов плоскостного изображения во фронтальной проекции с элементам перспективного построения.
Мягкий переход от плоскостного изображения во фронтальной проекции к перспективному построению.
[392x557]
Ракурс. Фронтальная проекция объектов и перспектива.
Ракурс.
Показываю фрагмент оригинального листа с таблицей. Рисование таких почеркушек помогало осмыслить прошедший урок. Из них и оформились таблицы. Может быть кто-то сможет разобраться в этой мозаике из крошечных идей и оценит мои усилия.
У детей не было заданий на тему, "Как я провел лето" или "Зима в лесу". Каждый рисовал то, что ему было интересно. Но, в это время мне удавалось обсудить и предложить детям применить в своей практике такие профессиональные темы, как: холодные и тёплые цвета, контраст, подобие, пространственные планы. В этом и заключалось обучение рисунку и живописи по представлению.
Ссылка на первую страницу темы "Композиция и дети" -
http://www.liveinternet.ru/users/roman_frf/post106892009/
Ссылка на графические образы созданные детьми -
1 - Графические идей детей
http://www.liveinternet.ru/users/roman_frf/post117445229
2- Графические идеи детей
http://www.liveinternet.ru/users/roman_frf/post117682522/